Дата
Автор
Валерия Позычанюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Биткоин на колесах или бизнес будущего: что будет с Tesla после полугода непрерывного роста

В первых числах февраля 2020 года капитализация Tesla впервые перевалила за $100 млрд. Инвесторы и скептики хватались за головы и не понимали, как компания, которая только пару месяцев как стала прибыльной, может стоить дороже гигантов автопрома. Спустя полгода Tesla стоит уже почти $400 млрд — и, кажется, это еще не предел. Компания, капитализация которой легко может расти на $14 млрд в день целую неделю, сейчас стоит дороже почти всех участников индекса S&P 500 (хотя сама в него и не входит). Но абсолютное лидерство среди автопроизводителей по рыночной капитализации еще не гарантирует, что все мы будем ездить именно на ее электромобилях.

Tesla

Дороже самых дорогих

Самой дорогой автомобильной компанией в мире Tesla стала еще в июне, когда ее капитализация превысила $200 млрд. Тогда она обошла Toyota — несмотря на 20-кратную разницу в объемах производства. В 2019 году Tesla произвела 367 тысяч машин, в 2020 году намерена довести это число до 500 тысяч. Toyota, которая сейчас уже стоит вдвое дешевле компании Маска, в прошлом году сделала больше 10 млн автомобилей.

Феномен Tesla долгие месяцы беспокоит инвесторов по всему миру: одни называют компанию «биткоином на колесах», другие уверены, что за Tesla — лидерство на рынке будущего. Так или иначе, в июле компания отчиталась о четвертом подряд прибыльном квартале: за апрель—июнь компания заработала $104 млн, а выручка Tesla превзошла ожидания аналитиков. После дробления акций 31 августа компания Маска рванула вверх до $450 млрд — и даже после большого обвала технокомпаний на Уолл-стрит в конце этой недели все еще стоит почти $400 млрд. Всего за прошедший год компания подорожала в 10 раз.

То, что Tesla показывает прибыль и выполняет планы (а такое с ней было далеко не всегда), — действительно хорошо. И было бы нормально, если бы после таких новостей компания дорожала — но только если бы она изначально стоила в 10 раз меньше, уверен управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава. «Прибыль $100 млн — это не причина для компании стоить $400 млрд, так же как и не причина дорожать с $200 млрд до $400 млрд», — говорит он.

Несмотря на более чем позитивный фон вокруг Tesla, с ним согласны все опрошенные The Bell инвесторы и эксперты — но никто из них не берется судить, что будет дальше. С равной степенью вероятности Tesla может взлететь до триллиона или рухнуть, говорит автор телеграм-канала про технологический бизнес Groks Илья Пестов.

«Компания была переоценена уже в феврале, когда рост только начался и когда соотношение цены к прибыли (P/E — финансовый мультипликатор, который используют инвесторы и аналитики, чтобы оценить инвестпривлекательность компании) превысило сотню. На пике он равнялся 1300 — и это небывалые цифры, кажется, что такого просто не бывает», — объясняет Пестов. Похожие ситуации раньше случались только в виде курьезов — например, когда производитель напитков The Long Island Ice Tea на пике криптобума сменил название на Long Blockchain Corporation — и подорожал на 200%. Или когда после начала пандемии инвесторы перепутали сервис видеоконференций Zoom с другой компанией с похожим названием. Но у серьезных компаний таких показателей просто не бывает.

Пир во время чумы

Когда весной-2020 мир столкнулся с первой за многие десятилетия вирусной пандемией, все страны стали решать проблему по-своему. В России стали выдавать бизнесу беспроцентные кредиты и объявили налоговые льготы (правда, и то и другое — не для всех), а в США стали в том числе выплачивать людям деньги напрямую. Деньги на эту и другие меры поддержки брали не из существующих сбережений, а из «печатного станка»: с начала года Федеральная резервная система США напечатала $2,8 трлн, а сейчас конгресс рассматривает еще один пакет мер поддержки на $1 трлн.

Все это привело к нескольким последствиям: во-первых, инвестбанкиры и аналитики хватаются за сердце и предупреждают клиентов, что из-за напечатанных триллионов доллару угрожает потеря статуса мировой резервной валюты. А во-вторых, деньги, которые доходят до людей — обычных американцев, затем уходят на фондовый рынок и оседают в акциях самых модных американских компаний. Tesla среди них — один из главных бенефициаров коронавирусного кризиса.

Коронавирус вообще оказался довольно прибыльным делом для всего технологического сектора: Apple стала второй в истории компанией, пробившей $2 трлн капитализации, Zoom подорожал до $100 млрд. «Рынок рос, но связано это было не с тем, что в бизнесе конкретных компаний произошли какие-то кардинальные изменения, а с тем, что рынок накачали ликвидностью: ФРС напечатал много денег», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Люди получают деньги из программ помощи, но тратить их не хотят — потому что не знают, что будет дальше. Они пытаются их сберегать, а сберегать американцы привыкли на публичном рынке, покупая акции, объясняет Чачава. Об этом говорит приток 3 млн непрофессиональных инвесторов в приложение Robinhood, где можно любую акцию купить в два клика.

Непрофессиональные инвесторы покупают не те бумаги, которые рекомендуют аналитики, у которых хорошие показатели или которые платят дивиденды, а тех, которые самые модные, продолжает инвестор. «Например, Apple — крутые ребята, которых все знают. Так и выходит, что мультипликатор Apple отличается от Samsung в 7 раз, хотя по бизнесу это почти идентичные компании. А еще деньги идут в Zoom, Tesla, Moderna — все эти компании взлетают до невероятных высот. Никто не смотрит в финансовые показатели и не сравнивает Tesla и Toyota, хотя у последней финансовые показатели кратно лучше и машин она продает на два порядка больше. Но стоит все равно в два раза меньше», — говорит Чачава.

Получается, что гораздо важнее того, сколько машин делает Tesla и сколько на них зарабатывает, тот факт, что SpaceX запускает людей в космос. При чем тут Tesla, сказать сложно, но это же круто, Илон Маск молодец — и акции дорожают.

Маркетинг против инноваций

Поклонники Tesla настаивают, что это — инновационный бизнес и сравнивать его оценку с другими компаниями из автопрома нельзя. С этим согласны и многие критики. «Tesla делает электродвигатели, и это прорыв, а кроме того, рынок электромобилей растет. Но даже если все это учесть и сопоставить цифры, то капитализация у компании все равно раздута», — уверен Пестов.

Мультипликаторы у техностартапов всегда больше, чем у традиционных компаний. Но у Tesla они не просто большие, а чудовищно большие, уверен он. «Если говорить про Zoom, то это одна из немногих технокомпаний, которые провели IPO, уже будучи прибыльными. И он хорош: в нем четко видна профицитная маржа, понятен бизнес. Но мультипликатор капитализации к чистой прибыли перевалил за 500, а капитализация превзошла $100 млрд. Это всего лишь в два раза меньше, чем AT&T, — но как огромный телеком-холдинг может стоить всего в два раза больше, чем сервис для видеоконференций?» — задается вопросом эксперт.

Для технокомпаний нормально иметь большие мультипликаторы. Но большие — это Facebook, а его мультипликатор P/E — около 30–40. Гиганты, работающие на устоявшихся рынках, — Coca Cola, Procter & Gamble, Johnson & Johnson — имеют мультипликаторы на уровне 15–20. На авторынке он в среднем равен около 7,5, объясняет Пестов: «У Tesla прямо сейчас он больше тысячи. Да, ее бизнес растет, но растет в удельных единицах, в абсолютных числах — это маленькие значения».

Что нужно знать о бизнесе Tesla

  • Компания последние четыре квартала показывает прибыль — впервые в своей 17-летней истории. Последние результаты, несмотря на пандемию, превысили ожидания аналитиков, но не кратно: например, выручка компании в предыдущем квартале составила $6,04 млрд, а аналитики предсказывали $5,15 млрд.
  • Часть денег Tesla зарабатывает на продаже квот на выброс парниковых газов. Их выдает правительство США тем, кто производит электромобили, — за защиту окружающей среды. За последние три года компания заработала на этом более $1 млрд, продавая в США квоты на выбросы, писал Reuters.
  • 22 сентября Tesla обещает представить дешевые батареи, которые должны позволить делать электрокары по цене обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
  • В составе Tesla есть компания SolarCity, которую автопроизводитель купил еще в 2016 году. Компания делает черепицу для крыш, сделанную из солнечных батарей, и с 2016 года обещает революцию в этом сегменте. Компания стала брать предоплату в $100 еще до того, как запустила массовое производство, но пока что сделала материал только для тысячи домов (и не успевает их устанавливать).

Дать Tesla наценку за инновационность действительно можно — но не в 10 раз, а процентов на 40–50%. Хотя даже сама инновационность тоже может вызывать вопросы, считает Чачава: «Если посмотреть внимательнее, то батареи Tesla разработаны вместе с Panasonic, подвеска — от Mercedes, а на заводах в основном роботы японской Fanuc и немецкой Kuka. И инноваций, которые есть только у Tesla и больше никогда ни у кого не будет, по факту нет. И фундаментального преимущества, которое могло быть дать Tesla 50 лет форы, тоже нет. Так что премия — не что иное, как наценка за феноменальную популярность у неквалифицированных инвесторов».

Зато маркетинг у Tesla гораздо сильнее, чем процесс управления производством или сам бизнес, считает Чачава. Бизнес компании растет, но это рост с 350 до 500 тысяч машин — все равно мало. И даже если в Европе продают уже 10% электрокаров, Tesla — только один из продавцов, и не факт, что она будет лидером, считает он. Например, в Нидерландах, Испании и Норвегии — трех странах, которые традиционно находятся в числе лидеров по продажам электромобилей, — Tesla в 2020 году занимает уже шестое место, хотя год назад она лидировала, говорит один из инвесторов, который пытался заработать на падении стоимости акций Tesla.

На этой неделе Tesla вслед за всем технологическим сектором резко просела: за три дня падения компания подешевела почти на 20%. Но насколько долгосрочный это тренд, сказать очень трудно, сокрушаются инвесторы и аналитики. Все, что происходит на фондовом рынке, никакого отношения к фундаментальному анализу и каким-то реально происходящим событиям уже не имеет.

Дальше многое будет зависеть от общей динамики американского рынка в целом и технологического сектора, считает Беспалов. До тех пор пока США печатают резервную валюту, американский фондовый рынок будет расти, а американские компании — дорожать, говорит Чачава. «Не думаю, что неожиданно все прозреют и скажут, так дальше продолжаться не может, давайте возвращаться на землю».

Будет ли Tesla еще дороже, зависит от того, смогут ли непрофессиональным инвесторам продать очередную идею, уверен инвестор, внимательно следящий за событиями вокруг компании. «Например, что Tesla через пять лет будет летать — Маск же уже объявил, что емкость его батареи позволяет сделать летающий аппарат. Если инвесторы в это поверят, компания продолжит расти», — считает он.

Хотя вокруг компании происходит много чудес, не все смелые надежды инвесторов сбываются. Например, несмотря на всеобщие ожидания, в индекс S&P 500 Tesla пока так и не попала: в пятницу в него вошли три новых компании, но автопроизводителя Маска среди них нет. Попасть в индекс могут компании с капитализацией не меньше чем $6,5 млрд. По этому критерию Tesla, естественно, проходит. Кроме этого, не меньше половины ее акций должны быть в свободном обращении, и за последние полгода минимальный оборот ее бумаг в день не должен опускаться ниже 250 тысяч бумаг. Но даже соответствие этим критериям еще не гарантирует, что компания в индекс попадет. Но у Tesla шанс, безусловно, есть. И если это случится, у акций компании будет новый повод, чтобы подорожать.