Дата
Автор
Ирина Мак
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Я Ленина в гробу видал . Реновация мавзолея отменяется


Оправдания президента Союза архитекторов Николая Шумакова, что конкурс не имел политической подоплеки и не содержал призывов снести мавзолей и перезахоронить Ленина, а напротив, направлен был на спасения памятника, вызывают улыбку. Цель конкурса, обозначенная на сайте Союза архитекторов, все же состояла в «создании банка идей по реиспользованию мавзолея». То есть нас готовили к тому, что основная функция памятника – быть усыпальницей вождя мирового пролетариата – скоро будет отменена.

Или не будет, но кому-то очень надо было, чтобы народ в это поверил. Но не так важно, был ли то маневр, призванный отвлечь нас от актуальных проблем вроде здоровья Навального или волнений в Беларуси, или нет. Если и был, то цели своей не достиг. Что не отменяет мавзолей как тему, которая совсем не ассоциируется со смертью и трагедией, – скорее с привычкой и фарсом. Ненастоящий, так и не объявленный по сути конкурс дал повод вспомнить, что такое мавзолей, почему он возник, как превратился в символ страшных времен, когда стал посмешищем. Ведь при нашей жизни мавзолей был всегда.

Буфет и холодильник

Верю, что хоть кто-то из посетителей, попав в мавзолей впервые, сказал, глядя в лицо покойнику: «Не похож». И знаю, что был мальчик, спросивший в мавзолее, где там буфет. Ему было лет 10–12, и эта история, рассказанная искусствоведом Татьяны Левиной и случившаяся в ее детстве с братом знакомой, не выдумка. Сейчас не представляется возможным воссоздать картину полностью, но можно предположить, что, как отличника, его принимали в пионеры на Красной площади и, повязав галстук, повели вместе с одноклассниками в усыпальницу. Буфет, понятно, был единственной отрадой на любых мероприятиях. Мог бы еще спросить про туалет.

У меня, не отличницы и не активистки, не было шансов оказаться на месте того мальчика. В пионеры меня принимали не в первых рядах и не на Красной площади. В мавзолей я попала уже взрослой, на исходе существования СССР, за компанию с любопытными питерскими друзьями. «Пошли, – уговаривали они, – а то ведь закроют».

Но покойник и ныне там. А семейная история, связанная с этим местом, у меня, как и у многих, тоже есть. Папа-инженер работал в моем раннем детстве в институте ВНИИХолодмаш и возглавлял группу, отвечавшую, в частности, за состояние холодильных установок в мавзолее. Однажды, когда требовалась замена компрессора, комендант Кремля выписал ему пропуск на личный автомобиль, чтобы подвезти новое оборудование ко входу. Так и вижу эту картину: наш «Москвич-407» нос к носу с мавзолеем.

С. Маклашев и П. Королев. Проект мавзолея

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.