Дата
Автор
Михаил Шевчук
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Выживший. Почему Евгению Савченко удавалось так долго сохранять власть


В кресле губернатора Белгородской области Евгений Савченко – складывалось такое впечатление – сидел вечность и мог просидеть еще столько, сколько захотел бы сам. В 1993 году Борис Ельцин назначил его главой администрации (не было еще даже должности «губернатор»), и с тех пор Савченко бессменно занимал свой пост, выигрывая все выборы и обходя все ограничения по срокам полномочий.

Губернаторов-долгожителей ельцинской эпохи после прихода Владимира Путина к власти становилось все меньше, и только Савченко невозмутимо оставался на месте, к нему вопросов у Кремля не было. Он не заигрывал с региональным сепаратизмом, как Эдуард Россель или Минтимер Шаймиев, не лез в международную политику и не бросал вызов Кремлю, как Юрий Лужков, не выдвигался в президенты, как Константин Титов или Аман Тулеев, – в каком-то смысле он был воплощением путинского тезиса о том, что каждый должен «мотыжить свой участок».

Савченко его и мотыжил. Потомственный аграрий (отец был председателем колхоза), сам агроном, выпускник Тимирязевки, белгородский губернатор еще в самом начале своего правления надел костюм крепкого хозяйственника и не вылезал из него даже тогда, когда это перестало быть модным, чем-то напоминая Александра Лукашенко. Он был поставлен руководить регионом так называемого «красного пояса» и во многом вел политику «красного директора» – устанавливал в Белгородской области натуральный продналог для сельхозпроизводителей, строил жилье на селе в обмен на продовольствие, ограничивал вывоз продуктов из области. Регионы тогда должны были спасаться, кто как может, Савченко делал вот так. В качестве члена Совета федерации он отчаянно сопротивлялся импорту продовольствия в страну и требованиям Международного валютного фонда.

Формально губернатор при этом держался от компартии на дистанции, побеждая ее представителей на выборах. Образ духовного наследника советских традиций – как бы коммуниста, но на самом деле нет – выбирали тогда для себя многие губернаторы и не только в Черноземье. На самом деле Савченко был скорее «розовым», апологетом госкапитализма, первым, кто начал строить в регионе крупные агрохолдинги, смешивать власть и бизнес в единую вертикаль, но этот оттенок здорово ему помогал. На выборах 1999 года он даже вызвал раскол в рядах местного отделения КПРФ, когда часть обкома поддержала его, а не партийного кандидата Михаила Бесхмельницына.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.