Дата
Автор
Дмитрий Кралечкин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

На его месте должен был быть я. Почему так сложно отказаться от важных имен и канонов?


Само существование фигуры автора и тем более канона как собрания подписанных образцовых текстов и артефактов, определяющих образовательные программы, давно вызывает вопросы, причем разные. Так, digital humanities работают с большими массивами текстов, показывая, что по соседству с известным текстом обнаруживается тысяча малоизвестных или совсем неизвестных, но не то чтобы сильно ему уступающих. У структурализма и постструктурализма были теоретические претензии к позиции автора как собственника текста, диктующего его интерпретацию. Но все это – в том числе взрывной рост числа «пишущих», как говорил Ролан Барт, но не «писателей» – не привело к сколько-нибудь значительному стиранию фигуры автора, скорее, наоборот, авторство стало еще более дефицитным и востребованным. Попросту говоря, мы ориентируемся на имена, а не на содержание текста, так же, как и раньше, если не больше, что эксплуатируется и самими авторами, и их агентами – в конечном счете кучка авторов составляет все тот же условный 1%, диктуя всем остальным свои условия.

Есть несколько способов нейтрализовать фигуру авторства, представив ее в качестве одной, но не обязательной возможности в распределении позиций культурного производства. Один из способов – ввести различие «львов» и «лис», некогда использованное Макиавелли, а сегодня успешно применяемое такими эпистемологами и историками науки, как Стив Фуллер. Редукция авторства в чисто позитивных исследованиях не отвечает на основной вопрос – почему недостаточно что-то написать, чтобы быть автором, и почему авторы составляют канон, литературный или научный клуб избранных? «Львы» и «лисы» не отвечают на этот вопрос прямо, но определяют разные способы его рассмотрения, разные модели авторства как такового.

«Львы» – традиционалисты, полагающие, что канонизация неотделима от самого факта письма или производства артефактов. Соответственно, множество текстов, составляющих шлейф автора, представляет собой информационный шум, польза от которого может быть лишь в том, что он служит фоном, оттеняющим нечто действительно важное. Бытовое представление о культуре (как предмете охраны, желания или заботы) обычно тяготеет к «львиной» точке зрения, часто потворствующей телеологической иллюзии: путь автора представляется предначертанным, так что, скажем, Пушкин был Пушкиным с самого рождения, как и Кант. «Львы» не отрицают новации как таковой – им необязательно знать, что́ именно важно, какой именно автор заслуживает прочтения, зато они знают, что такой автор и авторы наверняка есть, и они уж точно отличаются от не-авторов, писак и графоманов. Попросту говоря, позиция автора всегда является, с точки зрения «львов», выделенной, маркированной, хотя сама по себе она может определяться множеством внешних факторов и историй. Так, герой Булгакова Рюхин, рассуждая о величии Пушкина, не может понять, чем оно объясняется, делая вывод, что Пушкину просто «повезло». «Лев» мог бы и согласиться с этим рессентиментным заключением, однако он сделает вывод, что повезло не абы кому, а Пушкину. То есть авторы, даже если допустить случайность имени «Пушкина» или «Канта», представляются нередуцируемыми единицами смысла, баловнями текста и больших данных.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.