Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Снова наступает паника и растерянность». Хроники госкапитализма


Сергей Собянин на торжественном мероприятии в концертном зале «Зарядье», посвящённом празднованию 873-й годовщины основания Москвы.

kremlin.ru

В новостную повестку минувшей недели прямо-таки ворвался COVID-19, ранее отошедший на второй план. Несмотря на заверения российских официальных лиц, что второй волны пандемии в РФ не будет, а если будет, то в несравнимо более щадящих масштабах, события стали развиваться по знакомому сценарию. Москва словно вернулась в март 2020 года. Тогда, как мы помним, мэр Сергей Собянин сначала пытался удержать дома основную группу риска, пожилых людей, раздавая мягкие рекомендации и до последнего не решаясь вводить тотальные карантинные меры. Так же происходит и сейчас – в ход в основном идут словесные интервенции.

«Мы видим серьезный рост госпитализаций. Это уже совсем не шутки – это говорит о том, что действительно ситуация усложняется», – заявил в четверг мэр Москвы.

В то же время в эфире телеканала «Россия 1» он аккуратно призвал готовиться к массовой вакцинации: «Прививку от коронавируса сделали уже более 3 тысяч добровольцев. Проблем нет ни у одного. Люди чувствуют себя хорошо». Судя по всему, немалая часть «добровольцев» – это сами же московские чиновники, не исключая, кстати, самого Сергея Собянина. Ранее мэр поделился личным опытом с главой государства. Диалог напоминал прием у врача:

Путин: Вы сами прививку сделали?

Собянин: Владимир Владимирович, [иначе] мне было бы сложно агитировать за российскую вакцину, потому что даже сегодня, по опросам, не более половины, может, менее половины, около половины россиян вообще сомневаются в том, что нужно, не нужно вакцину делать, она вообще доработана или нет. Два месяца тому назад, когда мы активно продвигали эту вакцину, вообще скептиков было чуть ли не 90%. Для того чтобы придать тонус моим коллегам, самому быть уверенным, что у нас вообще открылось окно возможностей в этой ситуации, что у нас действительно в России появилась хорошая наша, отечественная вакцина, я принял решение, коллеги из института мне разрешили это сделать, и я прошел, что называется, уже почти половину всей большой стадии. Чувствую себя нормально, дай бог, чтобы было так и дальше. Но самое главное для меня, это дало уверенность, что мы правильно делаем. Это очень важно для всех исполнителей этой программы.

Путин: Температура поднималась у вас?

Собянин: Нет, Владимир Владимирович, можно сказать, что я вообще практически не почувствовал никаких последствий. Единственное, была небольшая головная боль, какая‑то тяжесть полдня, но это в пределах, так же, как иногда мы чувствуем, когда прививаемся от гриппа.

Путин: Ясно. Не болейте, будьте здоровы. А как экономика восстанавливается, Сергей Семенович?

Разумеется, с весны накоплена кое-какая административная практика, позволяющая оперативно подкручивать гайки, когда и где это необходимо. По словам Собянина, при отсутствии средств защиты сейчас «действительно могут не пустить в магазин или даже оштрафовать» (на неделе из-за нарушений масочного режима посетителями в столице были временно закрыты несколько магазинов крупных розничных сетей). В письмах на имя руководителей Сбербанка, «Яндекса» и «Ростеха» Собянин «убедительно попросил и рекомендовал реализовать меры по частичному переводу сотрудников на дистанционный режим работы без ущерба для основных рабочих процессов». Одновременно ужесточаются требования для прибывающих из-за рубежа.

«Как всегда, все стало известно “вовремя”, – иронизировала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. – Изменения в постановление [правительства] были внесены 18-го, опубликовано 23-го, и вступает в силу с завтрашнего дня, с 24 сентября»

Но коронавирус вполне может и не оценить предпринимаемых усилий. По словам заммэра Анастасии Раковой, в городе уже выводят из резерва инфекционные койки, «которые были законсервированы и зарезервированы специально под инфекции и не задействовались для оказания других видов медпомощи». Да и официальная статистика при всем ограниченном к ней доверии красноречива: в воскресенье, 20 сентября, в Москве инфицированных насчитывалось 860, а через неделю – уже 2016 (прирост по России за аналогичный период – с 6148 до 7867 человек соотвественно).

Желание властей предотвратить панику и избежать риска неоправданно жестких мер в ситуации эпидемиологической неопределенности до известной степени можно понять.

«Решения о введении и отмене ограничений, связанных с пандемией коронавируса, – самые трудные, которые мне приходится принимать за всю свою жизнь, – отмечал весной сам Собянин. – Цена этих решений – жизни и здоровье людей. Преждевременная отмена ограничений несет реальный риск прихода второй волны пандемии. Неоправданное затягивание тоже сильнейшим образом ударит по людям».

Повторный локдаун – естественно, последнее, чего хотелось бы пожелать кризисной, ослабленной, лишенной ясных перспектив российской экономике. Другое дело, что фильтруя информацию, бравируя успехами и занижая уровень опасности, государство в итоге лишь усугубляло проблему, серьезно дезориентируя население и бизнес.

В большинстве деловых объединений, опрошенных РБК, считают, что возобновление мер по самоизоляции граждан окажется фатальной для компаний, худо-бедно доживших до сегодняшнего дня. И государство, в случае чего, им не поможет. А еще вторую волну, наступление которой ранее власть фактически отрицала, тяжело принять психологически. «Мы все несколько расслабились», – признает президент «Опоры России» Александр Калинин. Но наиболее емко общее настроение, как мне представляется, передают слова Игоря Стоянова, главы Ассоциации предприятий индустрии красоты и основателя сети «Персона»:

«В отрасли мы только недавно вернулись к состоянию тревожного спокойствия, а сейчас, судя по отзывам участников рынка, снова наступает паника и растерянность».

Никто, разумеется, не может, в точности знать, как поведет себя коронавирус на сей раз (не считая разве что Роспотребнадзора, который, как всегда, предвидел «сегодняшние риски»). На неделе Герман Греф, глава «Сбербанка» – пожелавшего стать просто «Сбером» и впредь позиционировать себя как технологическая корпорация – спрогнозировал ухудшение еще в течение, как минимум, ближайшего месяца:

«Что касается коронавируса, очевидным фактом уже является рост заболеваемости. Пик, скорее всего, будет достигнут осенью, скорее всего, где-то в ноябре, по нашим оценкам».

kremlin.ru

И все же трудно не заметить, какое сопротивление наверху вызывает набирающая силу тенденция. Сама мысль о ковидном рецидиве, как идущем вразрез с утвержденными планами, встречает на различных этажах власти глухое неприятие. После гордости президента Путина за работу государства в тяжелый период, после безмятежных комментариев главного санитарного врача Анны Поповой, после глубоко научных объяснений от доктора Александра Мясникова («У нас абсолютное русское чудо!»), после ежедневных новостей о первой в мире спасительной вакцине «Спутник V», которую, невзирая на скепсис западных ученых, Кремль накануне предложил ООН в качестве бесплатного дара человечеству («Мы благодарим президента Путина за его щедрое предложение, которое будет изучено нашими медицинскими службами», – вежливо отреагировали в офисе спецпредставителя генсека организации). После всего этого коранавирус, уверенно взятый под контроль, просто не может стать стратегическим фактором в принятии важнейших государственных решений.

Так, Минэкономразвития решило не включать его в осенний прогноз социально-экономического развития России на 2021–2023 годы, составленный в базовом и консервативном вариантах. В опубликованном в субботу документе, в частности, «не предполагается вторая волна новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза».

Иными словами, даже в момент резкого ухудшения статистики (еще раз подчеркнем – официальной) правительство отказывается видеть в пандемии большую проблему, а самой крупной неприятностью в связи с этим считает вероятность технической корректировки собственных ожиданий. Но и это, как можно догадаться, едва ли случится. На неделе кабмин одобрил антикризисный план, согласно которому результатом 500 намеченных мероприятий должно стать скорое возвращение страны к устойчивому росту, восстановление занятости и доходов граждан. А еще долгосрочные структурные изменения в экономике. Куда без них? В свежих Хрониках госкапитализма:

Госбюджет. «Вот мы предлагаем эти решения – изъять сверхдоходы»

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.