Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Если вы первые выписали бумажку, это не значит, что вы изобрели вакцину»: Сергей Нетёсов о российской разработке против COVID-19


– Сейчас по всей стране отмечается рост случаев заражения коронавирусом. Многие говорят о приближении второй волны, а кто-то и вовсе уверен, что она уже началась. Как считаете вы, стоит ли вообще ждать вторую волну? Наступила ли она?

– Для тех, кто следит за ситуацией, вторая волна началась где-то со второй декады сентября. Сейчас она очень четко видна, если смотреть график, на котором отображается ежедневная заболеваемость. Сейчас ежедневная заболеваемость поднялась с 4 тыс. 900 до 8 тыс. Какая же здесь не вторая волна, когда такой подъем почти в два раза?

– Что вы думаете насчет ограничений, вводимых нашими властями – режим самоизоляции, обязательное ношение масок и социальная дистанция? Это эффективные меры? Могут ли они вернуться к нам с приходом второй волны?

– Дело в том, что ведь маски никто не отменял, это у нас население так халатно относится к их ношению. Собственно говоря, вторая волна является следствием того, что люди практически перестали носить маски – следствия и причина здесь просматриваются совершенно однозначно. Поэтому, если уж мы говорим, что идет эпидемия, давайте все носить маски, а то их носят меньше половины людей, потом удивляются, почему пошла вторая волна.

– Как вы оцениваете эффективность мер, которые вводят российские власти?

– Если мера написана на приказе, а реально люди ее не выполняют, то это не мера. Как боролись и борются с этим в Европе? Пошла волна, не слушается народ – ввели штрафы за появление без масок в общественных местах. И все сразу наладилось – в Италии за месяц свели эпидемию к нулю, а мы ее до нуля не доводили ведь. У нас было на максимуме 12 тыс., а мы ее довели только до 4 тыс. 800, мы ее только приуменьшили. На самом деле надо очень строго это все делать и здесь необязательно закрытие школ и так далее, здесь обязательно другое – маски носить, руки мыть и держаться друг от друга на дистанции.

– Россия стала первой в мире страной, официально зарегистрировавшей вакцину от коронавируса. Все случилось подозрительно быстро, власти заявляют о массовой вакцинации уже в следующем году. Такой сценарий является реальным? Как вы оцениваете отечественную вакцину – безопасна ли она?

– Начнем с того, что если вы первые выписали бумажку, то это не значит, что вы изобрели вакцину первыми и достигли первенства во всем. Должен вам напомнить, что если вы читаете не только по-русски, но и по-английски, и читаете в особенности сайт Всемирной организации здравоохранения, то вы увидите, что еще до сентября начались клинические испытания третьей фазы как минимум 6 вакцин – из них большая часть в Китае, но еще ни одна вакцина американская и одна европейская, которая оксфордская. Так что испытание третьей фазы мы начали не первые, не вторые и даже не пятые.

А на самом деле имеет значение проведение испытаний третьей фазы. Только на этом этапе регистрируется – есть ли у вакцины защитный эффект или нет. И он регистрируется не бумажкой, а данными исследований, которые должны пройти самый минимальный срок, это 2 месяца. То, что у нас начали третью фазу в сентябре, отсчитывайте отсюда минимум 2 месяца – раньше этого срока мы объективных данных не получим.

– Отечественные лекарства от коронавируса, Коронавир и Ареплевир, стоят баснословных денег. Как вы оцениваете их эффективность?

– Во-первых, оба препарата одинаковы по своей сути – у них одно и тоже действующее вещество. Почему-то не пишут об этом в открытой печати, но основа этого вещества, это японский препарат против гриппа «Фавипиравир», причем он есть в регистре лекарственных средств России.

В Японии против гриппа его применяют только в очень тяжелых случаях, потому что много побочных реакций. Против коронавируса провели тщательное его исследование, чуть ли не полугодовое. В результате выяснилось, что против коронавируса он неэффективен. То есть Япония про свой родной препарат у себя в стране выяснила, что он неэффективен и представила эту информацию в ВОЗ.

У нас почему-то до проверки эффективности в самой Японии уже взяли и наладили производство и теперь продают, как вы правильно сказали по баснословной цене. Прочитайте инструкцию, она есть на сайте. Вы там не увидите ссылок ни на какие японские данные.

Данные, которые опубликовали в России, появились в таком журнале, который я никогда в своей жизни не видел. Я работаю в вирусологии почти 40 лет и ни разу не видел этого журнала. Понимаете, ну, нельзя так делать вообще-то говоря – когда вы всесторонне и всецело не проверили препарат и не сравнили его по активности с аналогичными препаратами в других странах, выпускать его, это даже не удобно, не понятно, каким словом-то называть.

– На днях число жертв пандемии во всем мире превысило 1 млн человек. В ВОЗ заявляют, что до массовой вакцинации может погибнуть примерно столько же людей. Могли бы вы дать какой-то прогноз по ситуации – когда человечество все-таки сможет победить вирус? Какие меры могут помочь это сделать?

– Здесь не может быть однозначного прогноза. Например, у вас есть лодка, она начала тонуть, в ней есть пробоина, и вас просят вместо того, чтобы дать время заткнуть эту пробоину, дать прогноз. На самом деле прогнозов здесь два – закроете вы эту пробоину или нет. Здесь сейчас точно такая же ситуация – в зависимости от того, какие меры мы будем предпринимать не только в России, но и во всем мире, зависит и прогноз. Если мы так и будем в масках ходить шаляй-валяй, то прогноз будет плохой. Если будем их носить и соблюдать все тщательно, прогноз будет хороший.

Вакцина, понятное дело, появится. Она обязательно должна появиться, потому что работает не один институт Гамалеи, работает и «Вектор», институт полиомиелита, ну, теперь это федеральный центр, работают лаборатории в Санкт-Петербурге. Я думаю, что рано или поздно вакцину сделают. В течение полугода-года удастся наработать нужное ее количество, чтобы людей начать массово и интенсивно прививать.

Вот от этого и зависит наш прогноз, а пока надо продолжать применять противоэпидемические меры. И применять не одному человеку в стране и не пяти человекам, а всем – тогда количество больных и умерших значительно уменьшится, если вообще не занулится.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах