Дата
Автор
Константин Гайворонский
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Два генерала. Почему один приговорил Фрунзе к смерти, а другой помиловал


Дело Михаила Фрунзе, будущего советского наркомвоенмора, было настолько очевидно, что все усилия адвоката могли только отсрочить, но никак не смягчить приговор. В марте 1907 года его арестовали на конспиративной квартире с маузером, браунингом и двумя карабинами. За два месяца до этого Фрунзе во главе большевистской боевой группы захватил частную типографию в Шуе, чтобы отпечатать две тысячи листовок. При отходе стрелял в урядника – не попал, но тем не менее это покушение на полицейского. И все это – в городе с режимом «усиленной охраны», чрезвычайным положением по-нашему. Такого букета хватало и на два смертных приговора, так что: встать – суд идет…

Окончательный вердикт был вынесен в сентябре 1910 года Московским военно-окружным судом: казнь через повешение. «Надежды на отмену приговора не было почти никакой, – рассказывал сам Фрунзе. – Бежать невозможно. Я решился – по крайней мере, повесить себя не дам, сам повешусь, пускай найдут труп… И стал готовить из простыни веревку».

Последним шансом было обращение к командующему Московским военным округом генералу Плеве, который для военного суда был высшей инстанцией. Но шанс очень слабенький. Бывший лейб-улан Плеве сроду не был замечен в либеральничаньи, став командующим округом, первым делом потребовал «усилить наказание за несправедливые и злостные выходки в печати на офицеров». Впрочем, и им он своей придирчивостью и педантизмом попортил море крови. Словом, службист-немчура без проблеска человечинки.

Но других вариантов не было, и в начале октября Людмила Фрунзе, заручившись ходатайством московской профессуры «об оказании милосердия и даровании жизни» ее брату, 25-летнему студенту Политехнического института, попадает к Плеве на прием. Тот читает приговор, потом ходатайство, смотрит на несчастную барышню, думает несколько минут… Потом обмакивает перо в чернильницу и накладывает резолюцию: заменить повешение шестью годами каторжных работ.

На этом месте нынче модно вставлять сентенции о чрезмерной, даже преступной мягкотелости имперской юстиции, благодаря которой явные враги режима… Но мы обойдемся без этих банальностей, сразу перейдя к делу. А дело тут в том, что под приговором Фрунзе стояла подпись генерал-майора Кошелева. Нам эта фамилия (пока) ничего не говорит, а вот Плеве говорила многое.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.