Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Священномученик Никандр Чернелевский


Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Икона Собор святых новомучеников и исповедников российских

Никандр Чернелевский — сын ремесленника из городе Холм Черниговской губернии.

В 1901 году 21-летний Никандр Чернелевский закончил Холмскую духовную семинарию. Знал английский. В 1902 году был рукоположен во священника.

26 июня 1936 года был арестован в Харькове. Специальной коллегией Харьковского областного суда осужден по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию сроком на четыре года. Для отбытия срока был направлен в Ново-Ивановский лагерный пункт Сиблага.

1 октября 1937 был арестован в лагере по обвинению в «участии в контрреволюционной группе, состоящей из епископов и священников, которые вели среди заключенных антисоветскую агитацию». Начальник лагеря так характеризовал о. Никандра (правописание сохранено):

«Находясь в Ново-Ивановском ОЛП к работе относился плохо, старался всевозможно увельнуть от работы. В лагере проявлял себя как анти-советски настроенный, выражал недовольствие на лагерный режим. Проповедывал среди лагерников свои религиозные убеждения»

3 октября 1937 года отец Никандр был допрошен.

— Вам предъявляется обвинение, что вы, отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении, участвовали в контрреволюционной группе, возглавляемой заключенным Крошечкиным. Дайте показания по существу предъявленного обвинения.
— Предъявленное мне обвинение я отрицаю. В к/р группе Крошечкина я не участвовал. Не отрицаю, что я Крошечкина знаю и в начале месяц с лишним времени до отправки меня в больницу жил с ним в одном бараке, в сборищах я не участвовал.
— Вы говорите неправду, скрываете от следствия свою причастность к к/р группе Крошечкина. Вам зачитываются показания з/к , одного из участников контрреволюционной группы, которые изобличают вас в причастности к контрреволюционной группе и участий на ее сборищах. Дайте правдивые показания.
— Показания з/к я считаю неверными и категорически их отрицаю. Я еще раз заявляю, что ни в каких сборищах я не участвовал. Я честно отбывал свой срок.

На этом допрос завершился.

28 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Новосибирской обл. приговорен к высшей мере наказания — расстрелу вместе с архиепископом Павлином (Крошечкиным), епископом Аркадием (Ершовым).

Расстрелян 3 ноября 1937 года, погребен в безвестной могиле.