Кто в администрации Байдена будет отвечать за отношения с Москвой
В течение следующих двух с половиной месяцев Джо Байдену предстоит создать команду, которая должна будет справиться с пандемией и восстановить экономику. И это при условии, что Сенат, скорее всего, будет контролироваться республиканцами. Это задача, которую почти невозможно выполнить, пишет Politico. В первую очередь Байден, скорее всего, сосредоточится на должностях, связанных со здравоохранением и экономикой. Должности министра обороны и министра финансов могут впервые занять женщины. Рассказываем, кто может отвечать за внешнеполитический блок и как это может повлиять на Россию.
За международную политику и отношения с Россией будут отвечать сторонники санкций и жесткого диалога с Москвой, считает издание. Вот кто это может быть:
Вице-президент Камала Харрис: против Путина и за договор о СНВ
- Вице-президентом США при Байдене станет сенатор Камала Харрис — первая женщина, первая афроамериканка и первый политик азиатского происхождения на этой должности. Подробнее о ее происхождении и карьере The Bell писал здесь. Харрис в своих предвыборных выступлениях не много говорила о России. Она осуждала вмешательство в американские выборы, заявляя, что Россию нужно «привлечь к ответственности». «Я думаю, нам всем ясно, что Россия напала на нашу страну во время выборов 2016 года и что они продолжают нападать на нас сегодня. Россия напала не только на одну из наших самых священных демократических ценностей — свободные и справедливые выборы, но и, я считаю, на саму американскую идентичность <…>. Они — противники, они провоцировали нас и пытались настроить друг против друга», — говорила сенатор в 2018 году.
- Харрис — убежденная сторонница контроля над вооружениями. В 2018 году она даже написала письмо президенту Дональду Трампу с просьбой продлить истекающий договор о сокращении ядерных вооружений с Россией (СНВ). Она критиковала администрацию Трампа за выход из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
- В интервью 2019 года Харрис сделала несколько резких заявлений в адрес Владимира Путина. В частности, она говорила, что, получив пост в Белом доме, «выступит против Путина и поддержит территориальную целостность Украины». На внешнеполитической арене Харрис будет жестко выступать против нарушения прав человека.
Кто еще может заниматься отношениями с Россией
За отношения США с другими странами, в том числе и с Россией, отвечают госсекретарь, министр обороны, советник президента по национальной безопасности и министр финансов (курирует санкции). Кроме того, Байден будет полагаться на экспертизу советников в Белом доме и Совете национальной безопасности. Во время предвыборной кампании штаб Байдена консультировали эксперты, работавшие в администрации Барака Обамы, пишет РБК:
- Джейк Салливан — советник Хиллари Клинтон в то время, когда она была госсекретарем (2011–2013). В 2017 году на слушаниях в Конгрессе заявил, что введенные администрацией Обамы санкции против России недостаточны.
- Томас Донилон — бывший советник президента США по нацбезопасности (2010–2013). Он полагает, что отношения России и США удалось наладить во время президентства Дмитрия Медведева, но победа Владимира Путина в 2012 году привела к конфронтации двух стран.
- Майкл Карпентер — бывший советник министра обороны по России и Евразии, экс-советник вице-президента США по внешней политике. Один из самых жестких критиков Москвы: он предсказывал вторжение России вглубь Украины и строительство российской военной базы в Белоруссии. Сейчас Карпентер призывает ввести новые санкции против российской экономики.
- Уильям Бернс — бывший заместитель госсекретаря (2011–2014), посол США в России в 2005–2008 годах. Вспоминал, как в 2006 году вместе с госсекретарем Кондолизой Райс ожидал приема у Владимира Путина три часа.
Кандидаты на другие ключевые посты
- Основным претендентом на пост госсекретаря, по данным Politico, является Сьюзан Райс — экс-советник президента по национальной безопасности (2013–2017), бывший постпред США при ООН. Она допускала участие России в подстрекательстве протестов в США после гибели афроамериканца Джорджа Флойда, а также обвиняла Трампа в бездействии после получения данных о том, что Россия платила афганским боевикам за убийство американских солдат, напоминает РБК.
- Советником президента по нацбезопасности может стать Энтони Блинкен — бывший заместитель госсекретаря (2015–2017). Он призывал администрацию Трампа снять запрет на поставки Украине летального оружия. Россию Блинкен сравнивал с потемкинской деревней и говорил, что потенциал Москвы переоценивают.
- На должность министра обороны претендует Мишель Флорной, она может стать первой женщиной на этом посту. В администрации Обамы Флорной была замминистра обороны по политическим делам. При Билле Клинтоне занималась вопросами нераспространения ядерного оружия и Россией. Флорной считает Москву второй по величине угрозой после Китая.
- Пост министра финансов может достаться Лаел Брайнард — доктору экономических наук Гарвардского университета. Она работала в Белом доме при Клинтоне, отвечала за работу с Китаем при Обаме. Брайнард может стать первой женщиной на этом посту. В 2014 году она вошла в совет управляющих ФРС. The New York Times описывала ее как сторонницу сохранения низкой ключевой ставки.
Большинство кандидатов на ключевые посты в администрации Байдена работали с ним, когда он был вице-президентом в 2009–2017 годах. На этом посту Байден занимался внешней политикой едва ли не больше руководителя официального внешнеполитического ведомства — госсекретаря Хиллари Клинтон.
Поначалу Байден выступал за развитие экономических связей с Россией и возглавлял работу над ратификацией нового ядерного соглашения СНВ-3, подписанного в 2010 году. Он же был одним из главных идеологов «перезагрузки» отношений с Россией. Хотя большую кнопку с надписью Peregruzka привозила главе российского МИД Сергею Лаврову Клинтон, слова о том, что Россия и США «должны нажать кнопку перезагрузки» в отношениях, первым произнес именно Байден (подробно о Байдене и его карьере мы рассказывали здесь).
Что мне с этого?
Друзей Москвы в представленном Politico перечне нет. Многие из них «остались очень разочарованы разладом отношений с Москвой во время второго срока Обамы», прокомментировал РБК гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Хорошая новость только в том, что действия новой администрации почти наверняка будут более последовательными и предсказуемыми, чем действия некоторых представителей администрации Трампа, отмечает он. К тому же у многих из этих людей уже есть личные связи с российскими чиновниками. Правда, в последние годы они не особенно хорошо работают — это очень интересно описано в октябрьской колонке Фионы Хилл, бывшего главы департамента по Европе и России в Совете национальной безопасности, для NYT.