Дата
Автор
Алина Фадеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Минфин не сможет собрать с нефтяников 650 млрд рублей новых налогов


Но государство не сможет получить все эти деньги в виде налогов: отмена льгот в cочетании с низкими ценами и сделкой ОПЕК+ заставит нефтяные компании снизить добычу, а значит, и отчисления в бюджет, считают в Vygon Consulting.

В частности, практически вся добыча высоковязкой нефти станет нерентабельной, так что компании заморозят текущие проекты и постепенно остановят производство, говорится в обзоре. Это ударит по регионам: почти вся такая нефть добывается в Поволжье, НАО и Коми,указывают аналитики. Налоги для запасов высоковязкой и сверхвязкой нефти должны вырасти на 260 млрд руб. в течение пяти лет. Под удар попадают Ярегское и Уссинское месторождения «Лукойла», Ашальчинское и другие месторождения «Татнефти», Русское месторождение «Роснефти».

Такого же мнения придерживаются в Sber CIB. При текущих ценах без налоговых льгот EBITDA и свободные денежные потоки проектов станут отрицательными и при нулевых инвестициях, так что даже эксплуатация месторождений потеряет смысл, писали аналитики Sber CIB в обзоре от 6 октября (есть у VTimes, представитель банка отказался его комментировать).

Самый серьезный долгосрочный риск связан с резким падением рентабельности добычи сверхвязкой нефти – здесь действительно возможен сценарий полного прекращения добычи, согласен заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

«Татнефть» не сможет быстро остановить добычу сверхвязкой нефти из-за сложной технологии и продолжит ее на действующих участках, говорил в октябре заместитель гендиректора компании по разработке и добыче нефти и газа Рустам Халимов. Но ввод новых скважин «с учетом сложившихся реалий» пока не планирует. «Лукойл» уже попросил правительство предоставить вычет из НДПИ для Ярегского месторождения, писали «Ведомости» и подтверждает источник VTimes, близкий к правительству. Если налоги не снизятся, «Лукойл» не сможет восстановить добычу до уровня 2019 г. даже в 2023 г., следует из интервью «России-1» президента компании Вагита Алекперова.

Чтобы избежать падения добычи, нефтяникам нужно предоставить новые стимулы после завершения сделки ОПЕК+ (заканчивается в 2022 г.), говорится в обзоре. Например, повышенный коэффициент амортизации (уменьшает налогооблагаемую базу на вычет дополнительных инвестиций, аплифт), пишут аналитики Vygon Consulting. Ввести аплифт еще в 2018 г. предлагала «Роснефть», а затем – Минэнерго.

Правительство уже обсуждает с компаниями возможные послабления. В конце октября вице-премьер Юрий Борисов (курировал ТЭК до 10 ноября) и первый вице-премьер Андрей Белоусов провели совещание с нефтяниками, говорят два человека, близких к правительству. Обсуждалась в том числе инициатива «Лукойла» о вычете для Ярегского месторождения. Решений принято не было: вице-премьеры только поручили создать рабочую группу при Минэнерго, которая соберет предложения нефтяников по оптимизации налогов и затем вынесет на обсуждение в правительство, говорит один из них. Алекперов в интервью «России-1» говорил, что весь 2021 год компания посвятит диалогу с правительством.

Представитель правительства отказался от комментариев.

Но Минфин не согласен с выводами Vygon Consulting. Добыча сверхвязкой нефти в России составляет менее 1% от всей добычи в стране, и сокращение ее производства будет компенсировано добычей на выработанных месторождениях, говорит представитель министерства. До сих пор компании активно не разрабатывали эти месторождения, потому что сверзвязким запасам были предоставлены несоразмерные льготы. Теперь выработанные участки можно будет перевести на режим НДД, который стимулирует инвестиции, объясняет представитель Минфина.

Кроме того, отменив ряд льгот по НДПИ, министерство предоставило новые льготы для развития добычи на отдельных месторождениях, напоминает собеседник VTimes. По его словам, в долгосрочной перспективе эти меры не должны привести к снижению добычи нефти в том случае, если компании будут инвестировать.

VTimes направили запросы в «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть» и «Газпром нефть».