У Кипра и Мальты отнимают «золотые паспорта». Какие есть альтернативы, если хочется ездить в ЕС без визы?
20 ноября Мальта обновила новые условия выдачи «золотых паспортов»: чтобы стать гражданином, в стране придется хотя бы немного пожить, а шансы перестать им быть резко возрастают. Это очередной ход в войне главных продавцов гражданства за инвестиции против недовольных ими властей ЕС. Что ждет эти программы и какие у них есть альтернативы, по просьбе The Bell рассказывает партнер Paragon Advice Group, кандидат юридических наук Александр Захаров.
Что случилось
20 октября 2020 года Еврокомиссия формально уведомила Кипр и Мальту о том, что их программы «золотых паспортов» (гражданство за инвестиции) нарушают правила ЕС. Они оказались в незавидном положении: им дали всего два месяца, чтобы мотивированно ответить на претензии. Но если Еврокомиссию эти ответы не устроят, она может применить санкции.
К стенке прижали и Болгарию. Ей на разъяснения дали месяц. Впрочем, в Болгарии нет классической программы «золотых паспортов»: там можно только сделать апгрейд резидентства за инвестиции в гражданство, купив гособлигации на определенную сумму.
В чем суть претензий Еврокомиссии?
Вместе со своими гражданствами Кипр и Мальта продают гражданство ЕС: «золотой паспорт» покупают как неограниченный пропуск в ЕС, а не ради жизни или работы на новой родине. С юридической точки зрения это нарушает принцип добросовестного сотрудничества (предусмотрено частью 3 статьи 4 Договора о Европейском Союзе) и подрывает целостность статуса гражданства ЕС (статья 20 Договора о функционировании Европейского Союза).
Это не первая попытка европейских властей прикрыть лазейку в ЕС через программы «золотых паспортов». Предыдущим, более мягким, заходом был доклад «Схемы инвесторского гражданства и резидентства в Европейском Союзе». Он был опубликован в январе 2019 года, но реальных результатов не дал. Кто победит на этот раз: еврочиновники или власти сравнительно небогатых государств, для которых «золотые паспорта» важны не меньше, чем для России нефть?
Мальта
В 2019 году Мальту здорово трясло: отставка председателя правительства, уголовные дела против высокопоставленных чиновников, отзыв лицензий у ведущих юридических фирм в области иммиграции. В результате Мальта первой осознала, что программу гражданства за инвестиции надо реформировать. Она попыталась сделать это максимально тихо. В сентябре власти сами полностью остановили действие старой программы, публично заявив, что квота исчерпана, и добровольно направили контуры для согласования новой в ЕС.
Мальта решила убрать монопольного концессионера. Раньше только компания Henley & Partners имела право быть генеральным посредником в получении гражданства страны. Также в программу решили добавить требование провести в статусе резидента страны как минимум год перед выдачей паспорта. Безусловно, этого мало для снятия претензий как Еврокомиссии, так и мальтийской оппозиции, которая давно выступает за полное закрытие программы.
В октябре Еврокомиссия начала разбирательство по поводу мальтийской программы. У страны есть два месяца на объяснения. Едва ли Еврокомиссия сочтет предложенные корректировки достаточным, так что претензии могут возникнуть и к программе в новом виде. Для сравнения, для натурализации в обычном порядке на Мальте нужно прожить как минимум шесть лет, а не год. То, что многие инвесторы получают гражданство Мальты ради права жить и свободно путешествовать в ЕС, ни для кого не секрет. Например, большинство россиян до Брекзита приобретали гражданство Мальты для проживания в Великобритании.
Справедливости ради надо отметить, что первое место по получению гражданства за инвестиции на Мальте в 2018 году заняли итальянцы (то есть граждане ЕС), а не инвесторы из третьих стран. Все эти нюансы хорошо понимают в ЕС. Если Еврокомиссию не устроит аргументированный ответ Мальты, она будет вправе решить, что Мальта нарушает правила ЕС, обяжет ее прекратить эти нарушения и запретит ей продавать гражданство.
Но до того, как комиссия вынесет такое решение, Мальта действительно имеет формальное право возобновить программу и продавать паспорта. Другой вопрос — кто захочет получить гражданство на основании национального права, когда программа оспаривается ЕС. Ведь какими будут последствия для держателей таких паспортов, неизвестно.
Кипр
18 августа 2020 года парламент Кипра утвердил новые правила программы гражданства за инвестиции. Главным нововведением стало право на отзыв гражданства в течение 10 лет с момента выдачи у тех, кто получил его обманным путем на основе ложной информации либо находится под санкциями или в уголовном розыске.
Ровно через девять дней после этого катарский канал Al Jazeera выпустил расследование о владельцах «золотых паспортов», которые получили их с грубыми нарушениями. А вскоре список с «подозрительными» гражданами за инвестиции опубликовала местная газета Politis.
Последней каплей, которая заставила совет министров Кипра свернуть программу с 1 ноября 2020 года, несмотря на просьбы бизнес-сообщества и девелоперов, стал документальный фильм Al Jazeera. Журналисты под видом китайских инвесторов, у одного из которых была серьезная судимость, попытались получить кипрское гражданство — и, конечно, преуспели бы в этом, поскольку заручились поддержкой на самом высоком уровне. Резонанс был таким мощным, что спикер и депутат парламента, которые фигурировали в фильме, вынуждены были подать в отставку.
До недавнего времени было неясно, попытается ли Кипр «перезапустить» свою программу. В отличие от Мальты, официально таких намерений он пока не заявлял и анонсировал лишь масштабную проверку тех, кто уже получил паспорта. К ней привлекут сторонних экспертов.
Но 18 ноября комиссия по гражданству МВД Кипра отправила лицензированным провайдерам «золотых паспортов» письмо под грифом «срочно». В нем есть предложение продлить лицензию. Повод — реализация программы «почетной натурализации в общественных интересах и интересах иностранных предпринимателей». Одновременно с этим министр внутренних дел вновь заявил в парламенте, что программа выдачи «золотых паспортов» окончательно и бесповоротно прекращена. Что могут значить эти противоречивые послания? Вероятно, страна склоняется к запуску австрийской модели предоставления гражданства «за особые заслуги».
Преимущество этой схемы в том, что Еврокомиссия не сможет контролировать ее, как и модель восстановления гражданства «по корням» — она есть у Румынии, Венгрии, Греции, Испании, Италии — или сравнительно недавно запущенную программу Португалии для восстановления гражданства потомков сефардов.
Альтернативы паспортам Кипра и Мальты
Программы «золотых паспортов» Кипра и Мальты традиционно пользуются популярностью у россиян. Но из-за проблем с Еврокомиссией их привлекательность падает. Хорошая новость в том, что получить доступ в Европу можно и через программы других стран.
Черногория
Программа Черногории, главного кандидата на скорое членство в ЕС, единственная в Европе не попала под прицел Еврокомиссии. Она существенно отличается от того, что предлагали Кипр и Мальта. В частности, у нее есть сравнительно небольшая квота в 2 тысячи заявителей в год.
Получение гражданства Черногории возможно при отсутствии криминального прошлого. Также необходимо инвестировать в утвержденную правительством для программы недвижимость на севере страны от 250 тысяч евро, на побережье на юге — от 350 тысяч евро. Наконец, нужно внести в правительственный фонд 100 тысяч евро невозвратного сбора.
Проблемой для потенциального инвестора может стать фактическое отсутствие объектов инвестирования. Некоторые из них находятся на начальной стадии строительства, другие вообще существуют только на бумаге и в проспектах продавцов. Риск недостроя очень высок, а цены на местную недвижимость падают.
Страны ЕС
Программы «золотых виз» (ВНЖ за инвестиции) есть и у некоторых государств-членов ЕС. Например, у Португалии, Греции, Испании, Италии, Латвии. Их стоимость сильно различается: например, минимальные инвестиции для получения ВНЖ по итальянской программе — 500 тысяч евро, по португальской — 350 тысяч, по греческой — 250 тысяч. Такие визы даже в период пандемии давали их владельцам право не только покидать Россию, но и въезжать в страну их выдачи транзитом через другие государства ЕС.
Главная проблема — в том, что эти программы не дают права на получение гражданства в безусловном порядке. Это их основное отличие от закрытых программ Кипра и Мальты. Заявителям все равно придется проходить процесс натурализации в стандартном порядке. Это долго и требует сдачи языкового экзамена.
Так, например, в большинстве государств-членов ЕС заявление для получения гражданства можно подать только через пять-семь лет постоянного проживания в стране. В Греции и Португалии заявитель должен подтвердить уровень владения государственным языком. В Греции есть еще и экзамен по основам истории, политики и культуры.
Сама по себе «золотая виза» дает неограниченное право на проживание только в стране ее получения. В других государствах ЕС по ней можно законно находиться не более 90 дней в течение полугода с момента первого въезда. Не исключено, что с подачи Еврокомиссии пересмотрят и эти программы. К слову, риск отзыва «золотых виз» у проблемных клиентов выше, чем риск отзыва «золотых паспортов»: административная процедура отзыва, которую регулирует национальное законодательство, достаточно проста.
Третьи страны
На фоне турбулентности в Европе набирают популярность программы гражданства за инвестиции в Карибских странах. Приобрести гражданство в этом регионе можно начиная с невозвратного взноса в $100 тысяч на Доминике, заканчивая $150 тысячами взноса на Гренаде. Это единственная страна из подобных, которая дает не только безвизовый въезд в ЕС, но и въезд в КНР, а также право на инвестиционную визу Е-2 в США.
Как мы и предполагали в апреле, некоторые государства Карибского региона сделали серьезные временные скидки для продвижения своих программ.
- Сент-Киттс и Невис до 15 января 2021 года предлагает получить гражданство семье из четырех членов за невозвратную инвестицию в государственный фонд за $150 тысяч. «Скидка» составляет $45 тысяч.
- Сент-Люсия до конца 2020 года предлагает сэкономить половину инвестиций в государственные облигации и инвестировать только $250 тысяч, причем на возвратной основе.
Если главный приоритет не цена, а скорость получения паспорта, стоит присмотреться к программе Вануату. Взнос составляет 130 тысяч евро, гражданство можно получить за 45 дней. Для сравнения, средний срок для карибских программ — от двух (в случае ускоренного рассмотрения на Сент-Киттс) до шести месяцев в общем порядке.
Здесь не учитывается время, которое нужно для подготовки пакета документов заявителя и членов его семьи. В пакет входят документы, подтверждающие законность источников благосостояния, результаты медкомиссии и анализа на ВИЧ, справка об отсутствии судимости, а в некоторых случаях еще и отпечатки пальцев. На каждого члена семьи заявителя нужно заполнить до десятка правительственных форм.
Карибское гражданство за инвестиции — одно из самых удобных решений для безвизового доступа в страны Шенгена и ЕС. Как бывшие колонии Великобритании они предоставляют безвизовый доступ и во все страны Британского содружества — например, в Сингапур. Также гражданам Карибов разрешено находиться в Великобритании до шести месяцев.
Еще одно преимущество покупки гражданства в этом регионе — налоговая политика. Большинство карибских государств не взимают подоходный налог со своих граждан. Это позволит законно оптимизировать налоговые обязательства тем, у кого их нет перед другими государствами.