Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Вот и конец»: администрация Трампа начала передачу власти

Передача власти в США началась — именно так рынки восприняли новость о том, что Управление общих служб (GSA) США признало Джо Байдена явным победителем президентских выборов. За непритязательной и малоизвестной аббревиатурой скрывается мощная служба, частичный аналог ФСО и информационного управления администрации президента в России. Именно это решение позволяет Байдену и объявленным накануне ключевым членам его администрации начать реально входить в курс дел.

Дональд Трамп, финальные дебаты с Джо Байденом

Что произошло

GSA в лице своего руководителя Эмили Мерфи сообщила команде Джо Байдена о готовности начать процесс передачи власти. 20-дневную задержку она объяснила прецедентом 2000 года, когда судьба президентского кресла реально решалась пересчетом голосов во Флориде.

Трамп поблагодарил Мерфи за поддержку и поручил «начать первые стадии протокола», но написал в Twitter, что решение GSA не зависит от судебных тяжб об исходе выборов и что он верит в свою победу. Политически это было воспринято однозначно: Трамп со скрипом сдается. «Ночные твиты Трампа — это “обезжиренное признание: вкус тот же, наполнения меньше”, — сказал нам [CNN] один советник Трампа. “Вот и конец”, — говорит другой», — цитирует главный парламентский корреспондент CNN Джим Акоста.

Глава аппарата президента США Марк Медоуз уже направил аппарату инструкции по бесшовной передаче власти и назначил ответственных за контакты с командой Байдена. Пентагон получил уведомление GSA и начинает соответствующие процедуры.

Что это значит

Процесс передачи власти в США запущен де-факто. До решения GSA команда Байдена не имела права взаимодействовать со спецслужбами и действующими чиновниками, а также не имела доступа к защите информации по государственным стандартам. Последнее «оставляло их переписку уязвимой к перехвату, в том числе со стороны России и Китая» — то есть блокировало доступ к секретной и чувствительной информации, отмечает The Guardian.

Теперь назначенцы Байдена смогут участвовать в брифингах по госбезопасности и начать прием дел. Они получили право занимать государственные офисы и доступ к $6,3 млн госфинансирования на переходный период.

Рынки обрадовались определенности, пишет Financial Times: азиатские индексы выросли на 1–2% (также отыгрывая вчерашние новости о новой вакцине от коронавируса), фьючерсы на S&P 500 выросли в пределах процента.

Что дальше

Байден накануне объявил о ключевых назначениях в своей администрации — эти люди и будут принимать власть от команды Трампа. Все назначенцы работали в администрации Барака Обамы или занимали высокие посты при прежнем президенте.

  • Госсекретарем США станет бывший заместитель госсекретаря и экс-советник Обамы по нацбезопасности Энтони Блинкен.

  • Советником по нацбезопасности также ожидаемо станет Джейк Салливан — экс-советник самого Байдена по нацбезопасности во время работы Байдена в администрации Обамы.

  • На пост министра финансов будет назначена экс-руководитель ФРС Джанет Йеллен. Об этом назначении еще не объявлено официально (состав экономического блока объявят после 30 ноября), но в американской традиции публикация WSJ об этом практически гарантирует номинацию. В случае одобрения Сенатом Йеллен станет первой женщиной на этом посту. В недавних интервью она выступала за рост госрасходов ради выхода из кризиса.

  • Бывший госсекретарь Джон Керри станет спецпосланником по климату. Первой женщиной во главе Национальной разведки США станет Аврил Хайнс из ЦРУ, первым латиноамериканцем на должности министра внутренней безопасности — Алехандро Майоркас, директор иммиграционной службы и замминистра нацбезопасности при Обаме. Наконец, представителем США в ООН станет карьерный дипломат Линда Томас-Гринфилд, работавшая при Обаме в Госдепе на африканском направлении.

Что мне с этого?

То, что отношения США и России уже невозможно испортить, недавно публично признал даже президент Владимир Путин. Ключевые посты госсекретаря и советника по нацбезопасности администрации Байдена займут сторонники жесткой линии по отношению к России, пишет сегодня «Коммерсант», но с Блинкеном и Салливаном российские чиновники хотя бы готовы работать. Наихудший сценарий — назначение госсекретарем открыто антироссийского представителя США в ООН Сьюзан Райс — не реализовался. Для рубля определенность с передачей власти в главной экономике мира и намеки на мягкую монетарную политику от Йеллен — скорее хорошая новость.