Когда в России появятся западные вакцины от коронавируса и что этому может помешать
В мире испытываются десятки вакцин от COVID-19, но всеобщее внимание приковано к трем: от американских Pfizer (разработана совместно с немецкой BioNTech) и Moderna, а также британской AstraZeneca. Россия готовится к производству собственной вакцины. Но она пока не завершила цикл испытаний и не завоевала доверия за рубежом. Будут ли россиянам доступны иностранные вакцины и что этому может помешать?
Кто первым получит Pfizer и Moderna
Несмотря на то что производство многообещающих вакцин еще не запущено, богатые страны, оформившие предзаказ, уже выстроились за ними в очередь. Например, на вакцину Pfizer оформлено предзаказов на 1,1 млрд доз, подсчитал Bloomberg: из них на США и страны Евросоюза приходится 86%. Moderna заключила соглашение на поставки около 770 млн доз, из них те же 86% уйдет на американский и европейский рынок.
Если учесть объявленные планы самих фармкомпаний (Pfizer планирует выпустить до 50 млн доз вакцин в декабре 2020 года и до 1,3 млрд к концу 2021 года, а Moderna планирует в декабре 2020 года отдать 20 млн доз, и в 2021 году — от 500 млн до 1 млрд доз), получается, что в ближайший год мощностей американских производителей хватит только для того, чтобы покрыть западный рынок и другие единичные страны, также оформившие предзаказ. Среди последних — не только развитые Япония, Великобритания, Канада и Швейцария, но даже Перу, Коста-Рика, Эквадор и Новая Зеландия.
Что заказала Россия
Россия в очередь за американскими препаратами вставать не спешит. Как рассказал The Bell источник на фармрынке, американские производители и сами не заинтересованы в поставках в Россию. Дело в том, что их основной и самый прибыльный рынок — страны «первого мира»: США, ЕС и отчасти Япония. К тому же в России и так будет пять вакцин, поэтому конкуренция для американских препаратов обещает быть высокой.
Изначально отечественный рынок будет покрыт несколькими препаратами. В первую очередь это находящиеся в максимальной готовности российские вакцины Sputnik V от центра им. Гамалеи и «ЭпиВакКорона» от новосибирского «Вектора». Также ожидается вакцина Центра им. Чумакова, китайская «Конвидеция» (создана фармкомпанией CanSino Biologics, партнер в России — «Петровакс» Владимира Потанина) и британская AstraZeneca.
Вакцина AstraZeneca — пока единственный котирующийся на Западе препарат, которым планируют прививать население российские власти. Как рассказал собеседник The Bell на рынке, еще в первую волну пандемии компания «Р-Фарм» Алексея Репика заключила договор с AstraZeneca и получила право на производство этой вакцины. Сам «Р-Фарм» обещал, что Россия будет одним из хабов производства и экспорта вакцины более чем в 30 стран мира, включая Ближний Восток, Балканский регион и страны СНГ. Часть произведенных вакцин пойдет на экспорт, часть (какая именно, ни AstraZeneca, ни «Р-Фарм» не раскрывают) — на российский рынок.
Как иностранные препараты появляются в России
По стандартной процедуре, для регистрации на российском рынке любому препарату нужно пройти экспертизу Минздрава. Для положительного заключения требуются либо клинические исследования в России, либо участие России в международных испытаниях. Сейчас таких иностранных вакцин две — Sinovac и AstraZeneca (обе компании проводили часть исследований в России).
Для ускоренного доступа к иностранным препаратам от COVID-19 весной 2020 года правительство выпустило специальный приказ №441. Приказ разрешает производителю пропускать обязательную экспертизу для тех лекарственных средств, которые уже зарегистрированы в США, Евросоюзе, Канаде и других государствах (перечень устанавливается Минздравом).
По сути, власти разрешили экстренную регистрацию любой иностранной вакцины. Это означает, что после одобрения за рубежом (вакцину Pfizer должны зарегистрировать в США в ближайшие недели) производитель сможет зарегистрировать ее в России за пять дней без дополнительных исследований. Однако для этого нужно желание самой компании. Пока что Pfizer формально заявил, что «рассмотрит возможность подачи заявки на регистрацию» вакцины в России. Moderna про российский рынок не говорила ничего.
Цена вопроса
Препятствием для появления американских вакцин на российском рынке может стать их цена. И Pfizer, и Moderna — одни из самых дорогостоящих препаратов на рынке антиковидных вакцин. Pfizer стоит около $15 за дозу (или около 1125 рублей по курсу ЦБ), Moderna еще дороже — $25–37 за дозу (около 1875–2775 рублей).
23 ноября премьер Михаил Мишустин объявил, что правительство внесет «все вакцины от коронавируса вне зависимости от их наименований» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Это значит, что государство будет контролировать максимальную цену для российского рынка. Какую именно, пока неизвестно, но власти, например, могут ее установить на уровне $10 — цены российской вакцины Sputnik V для других стран. В таком случае вероятность того, что американские фармкомпании быстро придут в Россию, устремится к нулю.
Внесение антиковидных вакцин в перечень ЖНВЛП означает, что у отечественных препаратов будет преимущество перед иностранными при госзакупках. По постановлению правительства 2015 года, импортный препарат (кроме препаратов из стран Евразийского экономического союза — России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) не сможет участвовать в госзакупке, если есть предложение хотя бы от двух отечественных поставщиков. На AstraZeneca и Sinovac мера распространяться не будет: препараты будут производиться в России и считаться отечественными.
Когда ждать американскую вакцину
Раньше чем через год-два мы вакцину Pfizer или Moderna можем не ждать на российском рынке, сказал «Коммерсант FM» глава Ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев. С ним согласны и опрошенные The Bell эксперты.
Илья Ясный
Руководитель научной экспертизы фармацевтического фонда Inbio Ventures
Предсказывать сроки появления зарубежной антиковидной вакцины в России сложно: вакцину такого типа миллионами доз еще никто в мире не производил и не распространял. Но обычно только на организацию промышленного производства вакцины уходит минимум год, и это не просто так — непременно появляются проблемы, часть процессов приходится переделывать. Занимает время и дистрибьюция. Если у Pfizer есть такой опыт в России, то у Moderna вообще еще не было продуктов нигде в мире. Несмотря на то что у России есть свои вакцины и контракты с китайским и британским препаратом, говорить, что рынок уже покрыт, нельзя. Вакцины от CanSino и AstraZeneca не получили регистрации, и сохраняется риск, что часть препаратов окажется недостаточно эффективна у некоторых слоев населения — власти должны подстраховываться. К тому же вопрос, на который пока нет ответа: сколько будет держаться иммунитет от вакцины? Дело в том, что вакцины на основе аденовируса (это Sputnik V, китайская и британская вакцина) не предполагают повторения вакцинации тем же препаратом — организм его будет отторгать. Если иммунитет от вакцины будет сформирован ненадолго и вскоре населению понадобится повторная вакцинация, России срочно понадобятся другие препараты. А вот вакцины на основе вирусной РНК (Pfeizer и Moderna) повторять можно.
Антон Гопка
Сооснователь ATEM Capital, управляющей компании биотехнологического инвестфонда
Полагаю, что китайская вакцина от CanSino Biologics и британская от AstraZeneca появятся в России оперативно, как только будут одобрены на основных рынках, поскольку они уже исследуются в России, и российские фармкомпании Петровакс и Р-Фарм уже готовы их производить. Хороших новостей здесь две: одна состоит в том, что иностранные вакцины от COVID-19, вероятно, будут присутствовать на российском рынке очень оперативно, а вторая — в том, что российский Sputnik V будет, предположительно, производиться по международным стандартам, поскольку производственные мощности российских компаний пройдут соответствующую сертификацию для производства зарубежных вакцин на экспорт. Другие вакцины — Pfizer и Moderna — могут появиться на рынке в течение 2021 года. Pfizer уже заявила, что рассматривает такую возможность. Однако сначала им будет необходимо полностью обеспечить приоритетные рынки США и Западной Европы, где уже подписаны крупные контракты. Ситуацию затрудняет и то, что в России, по-видимому, предполагается ограничить цены на вакцины. Дональд Трамп не раз обращал внимание, что складывается странная ситуация: США фактически финансирует разработку препаратов из госбюджета, а затем эти препараты продаются значительно дешевле за рубежом, чем на американском рынке. Никаких санкций против России и отказа в поставке вакцин точно не будет, но если российское правительство установит цены вакцин значительно ниже международных, объем поставок в Россию может быть ограничен.