Дата
Автор
Борис Кашников
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Гонка дьяволов. Справедливость по соглашению Давида Готиера


Меняла с женой. Маринус ван Реймерсвале, 1539

Иллюстрация: Wikimedia Commons

Предварительные замечания

Прежде чем я перейду к рассмотрению еще одной теории справедливости, которая может или не может быть применена в России, мне хотелось бы сделать нескольких замечаний общего характера. Прежде всего я хочу отметить, что справедливость – это главная и почти единственная тема современной политической философии по той простой причине, что современная политическая философия – это философия практическая. Смысл ее заключается в том, чтобы определить необходимые и приличные рамки государства, которые не должны противоречить интересам граждан этого государства. В своих прежних статьях я проводил мысль о том, что сложившееся в России понимание политической философии неадекватно. Интерес к политической философии наших философов иногда напоминает любовь к чтению, которую испытывал лакей Петруша в бессмертной поэме Гоголя «Мертвые души». Петруша читал исключительно потому, что ему нравилось созерцать, как из различных букв всегда появляются какие-то слова, которые обыкновенно «черт знает, что значат». В той же манере и наши политические философы любят созерцать, как из различных слов у западных философов всегда появляются какие-то концепции. Между тем смысл политической философии заключается в том, чтобы применять эти концепции. Большинство современных западных концепций политической философии применимы только к вполне определенной политической реальности и потому не могут рассматриваться как теория вообще, что могло быть верно по отношению к теориям XIX века.

Теперь что касается справедливости. Здесь дело обстоит прямо противоположным образом. Тезис о том, что у каждого своя справедливость, совершенной ложный и не работает для современного общества. Современное общество – это общество, основанное на сотрудничестве. Это обстоятельство дает ему огромное преимущество не только по сравнению с традиционным обществом, где действительно у разных сословий могла быть своя справедливость, но и по сравнению с ранним индустриальным обществом, вся справедливость которого сводилась к «невидимой руке» рынка Адама Смита, которая на деле означала господство капитала. Утверждать обратное – это все равно как утверждать, садясь играть в карты, что у каждого свои правила игры. Результатом такого соображения будет именно та печальная ситуация, которую мы и наблюдаем в России, где у всех классов своя справедливость. Разумеется, принципы справедливости не существуют в виде некоторой объективной «вещи в себе», которую остается только осознать и, осознав, немедленно воплотить, истребив две трети населения. В этом смысле было бы большой глупостью думать, например, что Ролз предлагает нам проделать универсальный «мысленный эксперимент» и извлечь готовые принципы из головы, подобно тому как Афина явилась во всеоружии из расколовшейся головы Зевса. Этот эксперимент не сможет проделать людоед из племени мумба-юмба, а если и сможет, то только для того, чтобы доказать самому себе, что он просто обязан съесть всех остальных. Принципы справедливости в этом смысле не являются абсолютными сущностями, но они тем не менее объективны в том смысле, что их создают как правила игры, достаточно привлекательные для всех участников. Более того, не только политическое сообщество, но даже и нация представляет собой «воображаемое сообщество» по удачному выражению Бенедикта Андерсона, поскольку в основании любой нации тоже лежит разделяемое более или менее всеми представление о справедливости. Выражение «более или менее» является здесь ключевым, поскольку как только это разделяемое представление нарушается, нация может ввергнуться в состояние гражданской войны.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.