Author
Олег Соколенко
Preserved copy
Original Material

«Как будто наша страна – исключительно для молодых и сильных». ВИЧ-положительный психолог – о том, каково открыто жить с вирусом в России


В рамках международного проекта Центра Вознесенского «Одной крови» Republic побеседовал с ВИЧ-положительным психологом и активисткой Светланой Изамбаевой о стигматизации, проблемах усыновления и получения опеки над детьми, а также о схожих чертах коронавирусной пандемии и эпидемии ВИЧ/СПИД в России.

В вашем профиле в Instagram написано: «Первая женщина, открыто живущая с ВИЧ». Как вы решились признаться?

— О том, что у меня ВИЧ, я узнала в 2002 году, а открыто говорить об этом начала в 2005-м. Меня мотивировало то, что есть ВИЧ-положительные люди — на тот момент это в основном были мужчины — которые открыто ходили в школы, рассказывали о ВИЧ-инфекции, про презервативы, про свои истории. Познакомившись с ними на форуме для людей, живущих с ВИЧ, я вдохновилась и, приехав домой, начала давать интервью СМИ — сначала с закрытым лицом и измененным именем. Но после одной журнальной публикации меня все-таки узнали в моем селе, пошли разговоры, и я поняла, что нет смысла скрываться. Наоборот, нужно идти вперед, смело говорить об этом. Близким людям я уже сама к тому времени рассказала, что у меня ВИЧ. И когда мне предложили поучаствовать в шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова, осмелилась согласиться.

Это был 2005 год, тогда многим, и мне в том числе, казалось, что ВИЧ-инфекция — это кошмар-кошмар. Еще не было фильма Дудя, например. Все считали, что это касается только уязвимых групп — наркозависимых и тех, кто занимается сексом за деньги. А тех, кто живет обычной жизнью и просто занимается сексом по любви, это как бы и не касается. Я поняла, что если я сама не буду говорить с людьми, они будут думать об этом по-своему — со всеми этими стереотипами.

Если честно, я не то чтобы была совсем первая. До меня уже была Саша Волгина, которая выиграла конкурс MTV «Живи» и говорила об этом, но не так публично, в том числе с телеэкрана, как это делала я. Многие говорили о своей болезни внутри сообщества ВИЧ-инфицированных. А я только пришла в активизм практически и сразу начала говорить об этом громко.

Какова была реакция людей?

— Когда я открылась, конечно, для многих это был шок. Некоторые клиенты — даже медработники — говорили: «Как же так, ты всю нашу семью обслуживаешь, ты же могла нас заразить».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.