«Услуги обществу в целом»: что известно о бийском институте из расследования отравления Навального
Упомянутый в расследовании отравления политика Алексея Навального бийский институт Сибирского отделения РАН несколько лет вел разработки в интересах ФСБ. Одно из исследований касалось обнаружения соединений, схожих с группой веществ «Новичок». Тайга.инфо рассказывает о сотрудничестве химиков с силовиками.
Группа журналистами из разных стран опубликовала расследование о том, как сотрудники Института криминалистики ФСБ могли отравить политика Алексея Навального в Томске. В материале также утверждается, что силовики имеют «особые отношения» с расположенным в Бийске Институтом проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) СО РАН.
В частности, один из предполагаемых отравителей Алексей Александров (псевдоним «Фролов») поддерживал телефонный контакт с ученым Михаилом Василишиным, заведующим лабораторией процессов и аппаратов химических технологий.
20 августа, когда Алексей Навальный после вылета из Томска в Москву впал в кому, Александров и двое его коллег вылетели из Томска не в столицу, как должны были, а в Горно-Алтайск. Там находится ближайший к Бийску аэропорт. Туда же прилетел из Москвы координатор операции Олег Таякин (его телефон передавал сигнал в районе местного управления ФСБ). За операцией, по данным расследования, следил генерал-майор ФСБ Владимир Богданов.
Алексей Навальный предположил, что в Горно-Алтайске силовики обсуждали сокрытие следов вещества из группы «Новичок», которым могли его отравить. В 2018 году стало известно, что ученые ИПХЭТ разработали наносорбент для дегазации поверхностей, загрязненных веществами, относящимися к химическому оружию.
Тайга.инфо изучила деятельность сибирских ученых из Бийска и узнала, над какими проектами они работали в интересах структур ФСБ и чем могли быть полезны предполагаемым организаторам отравления Навального.
Институт криминалистики ФСБ
ИПХЭТ СО РАН и Институт криминалистики ФСБ (он же НИИ-2 ФСБ или в/ч 34435) держат связь, как минимум, на протяжении последних девяти лет. За это время ученые получили от силовиков семь подрядов на общую сумму около 25 млн рублей, говорится на сайте госзакупок.
В сентябре 2011 года ФСБ потребовались «химические продукты, не включенные в другие группировки». Впрочем, о каких именно веществах шла речь, открытые источники не упоминают.
В 2013 году Институту криминалистики ФСБ понадобились от бийских ученых исследования и экспериментальные разработки в области химических наук (услуги предоставлялись на протяжении почти двух лет).
Последний контракт ИПХЭТ с силовиками, по официальным данным, завершился 31 июля 2016 года. Ученые занимались производством медицинских химических веществ под кодовым названием «Турист-14». Данные о разработке защитили коммерческой тайной.
Несколько раз Институт криминалистки ФСБ заказывал у сибирских ученых синтетические красители и неназванные «гетероциклические соединения».
Центр спецтехники ФСБ
В июле 2010 года ИПХЭТ СО РАН заключил 20-месячный контракт с Центром спецтехники ФСБ (он же НИИ-1 ФСБ или в/ч 68240). Подряд стоимостью 36,4 млн рублей получил необычное название: «Услуги обществу в целом».
В сентябре 2012-го сибирские ученые начали заниматься разработкой методов «дистанционного обнаружения следов азотосодержащих взрывчатых веществ на одежде и коже человека, поверхности ручной клади и багажа в условиях интенсивного пассажиропотока» (кодовое название «Шток-Л2»). Работы завершились в феврале 2014 года, их оценили в 29 млн рублей.
В 2018 году младший научный сотрудник ИПХЭТ СО РАН Людмила Кузовкина написала диссертацию по схожей теме. Ее оппонентом на защите был доктор технических наук Евгений Максимов, сотрудник входящей в структуру НИИ-1 ФСБ войсковой части №35553 (бывший завод «Прогресс» в Московской области).
В том же году Центр спецтехники ФСБ возглавил генерал-майор Владимир Богданов, ушедший из Института криминалистики ФСБ.
«Новичок» — это группа нервно-паралитических азотоорганических соединений, используемых в качестве боевого отравляющего оружия. Разработка «Новичка» велась в СССР в 1970-1980-е годы. Именно таким веществом, по версии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), был отравлен Алексей Навальный в Томске.
Испытательный полигон ФСБ
ИПХЭТ СО РАН с 2010 по 2017 году также сотрудничал с войсковыми частями №35553 и №44239 из структуры ФСБ, расположенными около испытательного полигона в микрорайоне Павлино подмосковной Балашихи.
По подсчетам Тайги.инфо, ученые получили от частей не менее 15 подрядов на общую сумму около 31 млн рублей. Институт в основном занимался поставкой пиротехнических зарядов и взрывчатки.
Одно из проведенных в интересах ФСБ научных исследований касалось изучения возможностей экстренного уничтожения носителей информации на основе микровзрыва (кодовое название «Взрыв-14»).
Чем еще занимаются ученые из Бийска
Расположенный в наукограде Бийска Институт проблем химико-энергетических технологий СО РАН был образован в декабре 2001 года при содействии химиков РАН и федерального научно-производственного центра (ФНПЦ) «Алтай». Здание находится на улице Социалистической, 1е — по соседству с центром «Алтай».
ФНПЦ «Алтай» — оборонное предприятие в Бийске. Занимается, в частности, взрывчатыми веществами. Входит в состав корпорации «Московский институт теплотехники» («МИТ»), учрежденной Росимуществом.
В 2016 году спецслужбы, как писала Тайга.инфо, начали проверять предприятие. По сведениям редакции, это было связано с крупным заказом от компании «Рособоронэкспорт», который мог быть передан на субподряд компаниям, подконтрольным топ-менеджерам ФНПЦ. Но фактически работы могли выполнять сотрудники научно-производственного центра в рамках своих должностных обязанностей и за свою заработную плату.
По факту хищения 115 млн рублей было возбуждено дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (пособничество в совершении растраты с использованием своего служебного положения в особо крупном размере). А уже в июле 2016 года погибает бессменный директор ФНПЦ «Алтай», ученый Александр Жарков (по одной версии — совершил самоубийство, по другой — произошел сердечный приступ). Позже его загадочную смерть официально назвали самоубийством, но подробности до сих пор не разглашаются.
Дело в отношении Жаркова было закрыто, но фигурантами стали его подчиненные Андрей Литвинов и депутат алтайского заксобрания от Бийска Ирина Теплова, которая также возглавляет ЗАО «НПК „Алтай“». Оба фигуранта отделались четырьмя годами условно.
В 2006 году академик, первый глава ИПХЭТ Геннадий Сакович передал руководство институтом доктору химических наук, бывшему сотруднику ФНПЦ «Алтай» Сергею Сысолятину. Он до сих пор продолжает возглавлять ИПХЭТ. Через два года на базе Института открылось опытное производство лекарств и фармакологических продуктов.
Ученые из Бийска, помимо разработок для структур ФСБ, занимаются созданием обезболивающих на базе взрывчатки, препаратов для лечения гриппа с эффективностью выше «Тамифлю» и этилового спирта из травы.
На момент публикации редакции не удалось получить оперативный комментарий от представителей ИПХЭТ СО РАН.
Алексею Навальному резко стало плохо в самолете авиакомпании S7 на рейсе «Томск-Москва». Борт совершил экстренную посадку в Омске утром 20 августа. Навального госпитализировали без сознания и поместили в реанимацию Больницы скорой помощи №1 Омска. Причиной стало токсическое отравление. Его пресс-секретарь Кира Ярмыш сказала, что Навальный с утра пил только чай в аэропорту Томска. Он купил напиток в «Венской кофейне», соратники политика потребовали возбудить дело по факту посягательства на жизнь общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и покушения на убийство (ст. 30, 105 УК РФ).
Егор Фёдоров