Дата
Автор
Анастасия Седухина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Когда мы начинаем бизнес в России, мы знаем условия. И одно из условий – если есть проблемы, помогать государство не будет»


В новогоднем выпуске подкаста «Товарищ иностранец» ведущая Настя Седухина и шеф-редактор «Денег» Ольга Проскурнина решили поговорить о том, как иностранные предприниматели за границей адаптировались к новым коронавирусным реалиям. Обычно новогодние праздники — это самое прибыльное время для многих индустрий. Но в 2020-м дела обстоят совсем иначе. О том, как предприниматели-энтузиасты справляются с пандемическими вызовами, рассказывают Мюриэль Руссо-Овчиников — художница, со-основательница и автор концепции сети ресторанов «Жан-Жак» в Москве, а также Симон Делоне, основатель турагентства для иностранцев Put-in Tours и глава объединения французских предпринимателей в России RED.

Полная расшифровка подкаста доступна для подписчиков Republic с небольшими сокращениями для удобства чтения.

Ольга: Этот год для бизнеса очень непростой. А иностранцам, которые работают в России, наверное, было особенно сложно, потому что их бизнес во многом завязан на других иностранцах. Можете рассказать, как ваш бизнес отреагировал на пандемию и российский карантин, которого как бы и не было. Было это для вас шоком, большие ли были финансовые потери или, наоборот, что-то удалось даже заработать? Как это, в общем, вы пережили?

Симон: В начале 2020 года у нас была очень интересная перспектива, мы были очень динамичные и ждали огромных результатов. В конце марта все закончилось. Клиентов больше не было ни одного, потому что мы работаем с иностранцами. В момент, когда закрыли границу, наш бизнес остановился. Сперва мы не очень боялись. Думали, эта история на два-три месяца. Ну, может быть, сделаем первый отпуск за три года и всё будет отлично. Ждали, ждали… пока не поняли, что ждем слишком долго. Конечно, когда я говорю «мы ждем», это не значит, что мы просто сидим. Мы всегда работали и пробовали делать что-то другое. И сейчас работа понемногу начинается, но это совсем не как раньше.

Мюриэль: Для меня, на самом деле, конец 2019-го — начало 2020го — это была просто эйфория, потому что я поменяла свою жизнь. Начала свой новый проект «Давай-давай», очень хорошо прошла моя большая выставка в Музее Москвы. Мы поехали во Францию. Там чем-то заболели (возможно, коронавирусом одними из первых,), но были очень-очень веселые. Помню, думали, что 2020 — такая уникальная цифра, которая как-то повлияет на нашу жизнь … И мы получили уникальность! (смеется) С ресторанами просто была катастрофа. Весной я открыла один новый «Жан-Жак» на Цветном бульваре — и его сразу пришлось закрыть..

Я думаю, что в России быть героем — это философия всей жизни. Но когда приходится быть героем каждый день, возникает усталость, а это проблема. С другой стороны, именно за это я и обожаю жизнь в России — за то, что вы всегда находите в себе новые силы, о которых даже не подозревали. Плюс, когда всё это началось, сразу возникла поддержка между людьми, все стали друг другу помогать. Как в колхозах или, может быть, коммунальных квартирах (улыбается). Попробуем выжить. Мы в режиме выживания сейчас.

Ольга: «Давай-давай» — это авторский мерч Мюриэль: она превращает свои картины в одежду, в сумки, во всякие полезные предметы, которые можно на себе носить. А у Симона хотела уточнить про объединение RED — сколько туда входит предпринимателей и как выживают они?

Симон: У нас около 70 человек. Этот год был, конечно, тяжелый, но появилось много новых членов. Среди них есть люди, которые сейчас работают очень много, у кого-то дела даже отлично идут. Например, сфера IT, дизайн и маркетинг. А вот рестораны и продукты питания — это совсем другая история.

Настя: Вы говорили, Мюриэль, про колхоз, про солидарность, про совместную поддержку. А вот если говорить про государственные меры поддержки, то вы как иностранцы, что-то получили от российского государства для своего бизнеса?

Симон: Мы получили. Я — два раза по 12 тысяч рублей.

Настя: И все? А льгот по налогам никаких не было? Выплачивать налоги позже, может быть, можно сейчас?

Симон: Ну, когда фирма или компания зарабатывает ноль, а вам можно не платить налоги с прибыли… О’кей.

Ольга: Может быть, французское государство как-то помогает французам, которые здесь делают бизнес?

Симон: Нет, французское государство помогает только французским фирмам.

Мюриэль: Если у них филиалы во Франции, они получили помощь во Франции.

Настя: Мы решили сравнить меры поддержки в России для предпринимателей с мерами поддержки за рубежом — и поговорили с соотечественниками в Берлине и в Париже. Давайте сейчас послушаем, что нам рассказал Александр Грюнер, это владелец берлинского гастробара Kvartira 62.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.