Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Перед судом истории. Девяностые стали скандальной темой


Александр Петриков специально для «Кашина»

Нельзя сказать, чтобы о девяностых до сих пор не спорили – спорят много лет. Суперпрезидентская конституция, залоговые аукционы, чеченская война – да много всего, бесконечный простор для мировоззренческих, ценностных разговоров. Был ли иной выход, стоило ли оно того, кто чего добивался и добился ли – и это ведь только девяностые политические, а есть ведь еще народные, о которых тоже вспоминают и мрачно, и ностальгически, и как угодно. Эпоха на то и эпоха, чтобы о ней вспоминать и спорить.

Но сейчас какие-то новые нотки, до сих пор их не было. Всем ведь ясно, чем отличается ценностный спор от уголовного расследования, и вот тут скорее оно – пока понарошку и пока урывками, но интонация мемуаров и интонация показаний – это две принципиально разные интонации. Вдруг сейчас они начали давать показания. Про демократию, рынок и исторический выбор никто никого уже не спрашивает – и правильно; всерьез рассуждать сейчас об исторической правоте правящего класса России девяностых можно было бы только в том случае, если бы Россия 2020 года была полноценной развитой демократией с сильной конкурентной экономикой. Если люди строили демократию и рынок, а получились авторитаризм и олигархия – значит, никакой исторической правоты за ними нет, и спорить всерьез можно только о том, нарочно они так сделали или просто не справились. То есть в принципе уже вообще нет варианта «они молодцы», и пространство для выяснения исторической правды буквально на наших глазах сузилось до небольшого зазора между сознательным негодяйством и глупостью. Сама по себе категоричность такого рода интересна не очень – в конце концов, всех великих людей в чем-нибудь обвиняют, и уж конкретно этих, особенно Чубайса, как только не обзывали еще непосредственно в девяностые. Но тут как будто оборона пробита; была ли альтернатива демократии вообще и залоговым аукционам в частности – это уже неинтересно и никого всерьез не волнует. Вопросы теперь другие – где вы были такого-то числа такого-то месяца? Какую сумму и из чьих рук вы получили? Что при этом говорилось? Куда вы потратили деньги?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.