Шпион поневоле. Почему практически любой россиянин может оказаться «иностранным агентом»
Кого и за что могут признать иностранным агентом?
В России сейчас существует два закона, позволяющих внести физических лиц в реестр иностранных агентов. Один был принят в декабре 2019 года и действует уже год, но до настоящего времени не применялся. Это дополнения к закону о СМИ, которые позволяют признавать СМИ - «иностранными агентами» и физических лиц, что и произошло.
Второй был утвержден Госдумой на днях и еще не вступил в силу, т.к. еще не подписан президентом. Этим законом учреждается отдельный реестр физических лиц - «иностранных агентов».
В любой из этих реестров может угодить практически каждый житель РФ, если он публикует в интернете хоть что-то, кроме фотографий котиков. Никакой разницы между руководителем правозащитной организации или участником акции закон не делает.
Если говорить о первом реестре, то чтобы в него попасть, достаточно, во-первых, распространять какие-либо информационные материалы для неограниченного круга лиц (например, вести открытый блог, даже если его читает десяток друзей), а во-вторых, получать финансирование из иностранного источника. Такое финансирование – это необязательно получение гранта, например. Если человек работает в международной компании, имеет акции зарубежной фирмы и получает от них дивиденды или даже получает новогодний подарок от родственника, который после распада СССР стал гражданином одной из бывших союзных республик, то такой человек уже считается получающим финансирование от иностранного источника.
Чтобы стать физлицом-иноагентом второго типа, нужно соответствовать следующим условиям: во-первых, и это главный критерий, получать иностранное финансирование (критерии «иностранности» те же, что в предыдущем случае), во-вторых, осуществлять «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации» или заниматься «политической деятельностью» в интересах иностранного бенефициара.
Под определение «политической деятельности» подпадают, в том числе, участие в митинге, наблюдение на выборах, выражение мнения (любого, в том числе положительного) о государственной политике, любой публичный призыв к органам госвласти и местного самоуправления и так далее.
Как физическое лицо узнает о том, что оно включено в список иностранных агентов? Приходит постановление по почте?
В законе не закреплена форма уведомления физических лиц о включении в любой из реестров. Однако оба реестра являются публичными и доступны в сети интернет.
Что происходит после того, как тебя признали иноагентом? Какие юридические процедуры?
В первом случае, у лиц, включенных реестр, появляется обязанность в течение месяца зарегистрировать российское юридическое лицо, которое и будет «организатором распространения» информационных материалов. Но это юридическое лицо будут налагаться те же обязанности, что и на НКО - иностранных агентов (то есть обязанность сдавать в Минюст массу отчетов, проходить ежегодный аудит и т.д.). При этом сам человек тоже обязан раз в полгода отчитываться о своей деятельности и раз в квартал – о расходовании денежных средств! Это невероятно громоздкая и совершенно дикая конструкция, порядок применения которой был утвержден Минюстом лишь в сентябре 2020 и вступил в силу в середине октября (возможно, именно поэтому норма так долго и не применялась).
Во втором случае, люди, включенные в реестр «физических лиц - иноагентов», обязаны раз в полгода подавать в Минюст отчеты о своей деятельности и расходовании денежных средств. Форма и порядок предоставления такой отчетности, естественно, еще не разработаны. Обязанности создавать юридическое лицо у них не возникает.
Помимо этого, необходимо маркировать все распространяемые материалы иноагентским ярлыком. За неисполнение этих обязанностей следует наказание. Оно для разных видов людей-иноагентов разное.
Как власти могут наказывать «иноагентов», которые не захотят или не смогут выполнить требования Минюста?
Физлица – СМИ - иноагенты по действующему законодательству в первый раз могут быть оштрафованы на 10 тысяч рублей (за неисполнение любых обязанностей: сдача отчетов, маркировка публикаций и т.д.). В случае повторного правонарушения в течение года – на 50 тысяч рублей, а в третий и последующие разы – на 100 тысяч, либо арест на срок до 15 суток. С марта 2021 года в силу вступят поправки в Уголовный кодекс, в которых за повторные нарушения предусмотрена уголовная ответственность с возможностью лишения свободы на срок до двух лет.
Ответственность физлиц-иноагентов, не являющихся СМИ, устроена иначе. Прежде всего, закон предусматривает обязанность потенциальных физлиц-иноагентов записаться в соответствующий список добровольно. Если человек этого не хочет делать и будет включен в реестр по решению Минюста, то санкция зависит от того, за что он признан иноагентом. Если он осуществляет «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации», то он может сразу попасть в тюрьму на срок до 5 лет. А если он попал в реестр за политическую деятельность, то сначала его оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. И если в течение года после выплаты этого штрафа он допустит ошибку в своей иноагентской отчетности (например, просрочит сдачу отчета) – тут на срок до 5 лет могут посадить и его.
А санкция за немаркировку публикаций составляет от 10 до 30 тысяч рублей с возможной конфискацией предмета административного правонарушения (в данном случае речь идет о печатной продукции).
Еще одно ограничение для физлиц-иноагентов – они не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе.
Человек должен теперь себя везде маркировать? Это как? Во всех соцсетях написать, что ты иностранный агент?
Да, обязанность маркировать «издаваемые или распространяемые материалы» распространяется на оба вида людей-иноагентов. Причем стоит отметить, что никаких ограничений в этой части закон не содержит. В том, что придется маркировать соцсети, сомнений нет. Но как быть, например, с ситуациями, когда человек-иноагент, например, отправляет кому-то поздравительную открытку или дарит книгу? Это ведь тоже распространяемые им информационные материалы.
Отдельно стоит сказать о требованиях к форме и порядку такой маркировки. В этом году Роскомнадзор издал приказ с точной формулировкой иноагентского «лейбла» для СМИ: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Кроме того, там указывается, где и как он должен размещаться. Например, при распространении текстового материала размер шрифта, которым напечатано это сообщение, должен вдвое превышать размер текста сообщения, и располагаться оно должно под заголовком текста. А в звуковых и видеоматериалах аналогичное сообщение должно воспроизводиться в начале материала и длиться не менее 15 секунд.
В отношении физлиц-иноагентов подобных требований пока не разработано. Они могут маркировать свои материалы так, как посчитают нужным.
А если его фотографию или текст напечатают в прессе, то изданию необходимо будет ставить плашку с пометкой, что автор иностранный агент или нет?
При распространении материалов, созданных людьми-иноагентами обоих видов СМИ должны делать соответствующую пометку.
А в случае с физлицами требования еще жестче: СМИ не могут даже рассказывать о них без указания на иноагентский статус.
А можно репостить тексты людей, признанных иностранными агентами? Или за это могут оштрафовать? И надо ли другим людям отмечать, что это пост иностранного агента?
Для рядовых граждан ответственности за репост публикации человека-иноагента без соответствующего указания пока не предусмотрено. Но важно понимать, что такие репосты в принципе могут привести к тому, что в какой-нибудь из иноагентских реестров включат уже репостящего.
Иностранным агентом признают пожизненно? Можно ли оспорить это решение в суде?
Решение о признании человека иностранным агентом – любого вида, – разумеется, может быть оспорено в суде, как и любое другое решение государственного органа. Однако шансы на успех, как показывает практика по делам об НКО-иноагентам, практически нулевые.
Закон предусматривает возможность выхода физлица-иноагента (не являющегося СМИ) из соответствующего списка «в случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента». Для СМИ-иноагентов такого порядка не предусмотрено.
Что грозит людям, которые вступают в рабочие или личные отношения с физическим лицом, признанным иностранным агентом?
Главная опасность любых отношений с человеком-иноагентом любого вида состоит, конечно, в том, что того, кто с ним общается, тоже могут признать иноагентом.
Есть ли аналоги подобного закона в других странах?
Российские чиновники любят говорить, что российское законодательство об иностранных агентах является аналогом американского закона FARA–Foreign Agents Registration Act. Однако это не так – и на законодательном, и на правоприменительном уровне, хотя в американский список иностранных агентов могут быть внесены не только организации, но и физические лица.
Во-первых, американский закон требует, чтобы финансирование было полностью или в большей части от иностранного инвестора. Как свидетельствует американский правительственный сайт для лоббистов, «в большей части» означает 20% и более. Согласно российскому закону сумма не имеет значения.
Во-вторых, согласно FARA принципиальное значение имеет осуществление деятельности именно в интересах иностранного бенефициара. А если деятельность организации или человека направлена на удовлетворение потребностей и интересов общества в целом, то в список иностранных агентов такая организация или человек не попадет.
Мы же много лет наблюдаем, как в реестр иноагентов попадают за правозащитную деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т.п., которая, очевидно, имеет значение в первую очередь для российского общества и российских граждан, а не для мифических иностранных заказчиков.