«Победой» вместо пломбированного вагона
Основатель ФБК Алексей Навальный объявил о возвращении в Россию спустя почти полгода реабилитации в немецкой клинике после отравления боевым веществом из класса «Новичок». Надежды властей на то, что он останется политическим эмигрантом, не сбылись, Навальный сразу пообещал, что вернется, и продемонстрировал верность слову. Возвращение анонсировано на вечер воскресенья, сторонники готовятся встречать своего лидера в выходной день во «Внуково». Готовятся также российские власти. И силовики.
Алексей Навальный анонсировал свое возвращение в видеообращении, пояснив, что «почти здоров» и может завершить реабилитацию дома.
Алексей Навальный:
— Вопрос «возвращаться или нет» передо мной не стоял никогда. Просто потому, что я не уезжал. Я оказался в Германии, приехав в нее в реанимационной коробке, по одной причине: меня пытались убить.
Московский штаб Навального создал в фейсбуке мероприятие — готовится встречать Алексея в аэропорту «Внуково» в 19.30 17 января.
Аббас Галлямов, политолог:
— Думаю, Навальный, конечно, рассчитывает, что встречать его будет множество людей. И в аэропорту, и в городе. В идеале — и по маршруту следования. Поэтому приезд свой он и запланировал на выходной день. Сейчас главное — ошеломить Кремль количеством своих сторонников. Это единственное на сегодня оружие Навального.
Встреча силовиками
Еще осенью близкие к Кремлю эксперты говорили, что власти будут стараться не допустить возвращения политика. Перед Новым годом сигналы стали очень ясными: 29 декабря Следственный комитет России возбудил против Навального уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. По версии СКР оппозиционер потратил на личные цели часть из 588 млн руб., перечисленных в качестве пожертвований ФБК.
За день до этого управление ФСИН по Москве пригрозило обратиться в суд с просьбой заменить Навальному условный срок по делу «Ив Роше» на реальный, если он не явится в филиал ведомства утром 29 декабря. 12 января ФСИН обратилась в суд с просьбой заменить Навальному условный срок на реальный по делу «Ив Роше» «в связи с неисполнением возложенных обязанностей, уклонением от возмещения вреда или совершением нового преступления». Согласно статье 190 Уголовно-исполнительного кодекса, условный срок могут заменить на реальный, если осужденный в течение испытательного срока «систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля».
Важно подчеркнуть, что испытательный срок Навального по делу «Ив Роше» истек 30 декабря.
В отношении Навального открыто еще одно уголовное дело — о распространении ложной информации, которая порочит честь и достоинство ветерана. Оно не предусматривает лишения свободы, но в качестве наказания может быть штраф. Поводом для возбуждения дела стал репост видеоролика за поправки к Конституции с участием ветерана.
Аббас Галлямов:
— Власти его, конечно, задержат. Если они этого не сделают, это будет расценено как «слабость». Как-то, что Навальный ошеломил Кремль своим решительным натиском. Дескать, «они хотели его запугать, сделать так, чтобы он не вернулся, а он вернулся, и им пришлось утереться». Путин никогда не пойдет на то, чтобы совершить поступок, который будет интерпретирован как «слабость». Он согласится выглядеть «злодеем», но не «слабаком».
Борис Макаренко, президент Центра политических технологий:
— Угрозы уголовным делом и заменой условного срока на реальный — это было, конечно, повышение ставок со стороны власти, чтобы Навальный 10 раз подумал, прежде чем возвращаться. Однако если бы он не вернулся сейчас, то предел его политической карьеры по крайней мере на среднесрочную перспективу четко виден — он превратился бы в еще одного эмигранта по политическим мотивам. Он выбрал продолжение, несмотря на риски — если не жизни, то свободе.
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
— Традиционно принято считать, что Навальный в тюрьме опаснее, чем Навальный на свободе. Плюс правовая аргументация для его ареста еще слабее, чем во время приговора в 2013 г. по делу «Ив Роше». Поэтому пока можно ждать попытки стресс-теста для запретительного сценария, который был анонсирован в ноябре — декабре на 2021 г.: подменять публичную политическую конкуренцию борьбой с врагами России и иностранными агентами. Теперь интересно — до конца недели последует ли со стороны власти еще какой-то шаг, нацеленный на блокирование возвращения Навального. Арест даст еще один повод к тиражированию обвинений со стороны Навального, которые не получили в прошлом году внятных ответов со стороны российской власти. Хотя на фоне инаугурации Байдена в мировой повестке это может потеряться.
В 2017 г. ЕСПЧ постановил, что приговор по делу «Ив Роше» был произвольным и необоснованным, год спустя Навальный получил 4 млн руб. компенсации от российских властей
Встреча властями
В своем обращении Навальный упомянул, что купил билеты у авиакомпании «Победа». Социальные сети активно сравнивают возвращение Навального с приездом из Швейцарии через Германию Владимира Ленина в 1917 г.: мол, «Победа» вместо пломбированного вагона. Впрочем, политическая ситуация в России в целом сейчас более спокойная.
Борис Макаренко:
— Перед властью сложная задача, и выхода они не знают. Если Навального посадить — то превратить в мученика, если не посадить, то как противостоять его дальнейшей деятельности? Но не думаю, что сейчас можно ожидать протеста уличного, чего-то большего, чем шум в фейсбуке, — по ряду причин, в том числе потому, что сейчас элементарно очень холодно. Даже в дни, когда произошло отравление и он был между жизнью и смертью, его сторонники внимательно следили, но не выходили улицу.
Близкий к Кремлю эксперт в беседе с VTimes отметил, что уголовное преследование Навального — вопрос, который уже не обсуждается:
— Важно сейчас то, под каким соусом это подать. Он весьма великодушно предупредил за три дня не только своих сторонников, но и власти вкупе с пропагандой. Сейчас есть понимание, что это событие не должно стать сенсацией. То есть вместо обсуждения в негативном ключе гораздо выгоднее ситуацию замалчивать: в провластные телеграм-каналы уже запустили тему, что он, мол, и возвращается-то только потому, что надоел западным кураторам, а никакого протеста в случае чего не будет.
Преследование само по себе не означает посадки политика.
Александр Кынев, политолог:
— То, что Навальный вернется, было всем понятно. У него не было выбора, остаться означало бы политическую капитуляцию, и так полгода его в повестке не было, кроме расследования собственного отравления. Он человек, который готов рисковать. Он играет в беспроигрышную игру, а власти — наоборот. Моментально забыть об угрозах — значит публичный проигрыш, мол, у нас кишка тонка. Арестовать его, когда он стал фигурой глобального масштаба, — шаг демонстративный в отношении международного сообщества, это по сути значит признаться: да, отравили мы. Навальный играет на обострение. Может быть, будет попытка задержания, но в посадку я не верю, потому что слишком много рисков, в том числе окончательная легитимизация Навального как лидера оппозиции.