Дата
Автор
Алена Якушова, Валерия Позычанюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Павел Дуров опять ищет инвесторов. Возможно, готовит IPO. Так сколько стоит Telegram?

Telegram в ближайшее время может привлечь крупный кредит — около $1 млрд, утверждает The Information со ссылкой на источники. Что это может значить — в материале The Bell.

Что случилось

По данным The Information, Telegram ищет деньги уже несколько месяцев. Один из собеседников издания сообщил, что компания хотела взять в долг около $1 млрд, но добавил, что ее планы еще могут измениться. Затем этот долг может быть конвертирован в акции при IPO компании, рассказали собеседники издания.

Представитель Telegram Маркус Ра в разговоре с The Information признал: переговоры с потенциальными инвесторами ведутся. Но решения, «по какому пути пойти», по его словам, еще нет. При этом Telegram не хочет брать на себя обязательств, предусматривающих «любую форму выхода» для потенциальных инвесторов. То есть компания якобы не готовится ни к продаже, ни к слиянию, ни к IPO.

После выхода этого материала Павел Дуров заявил, что сам не встречался с какими-либо «банками и инвесторами», но его команда действительно получает предложения предоставить Telegram ссуду. Дуров добавил, что для мессенджера получение кредита — один из возможных способов «оставаться полностью независимым и верным своим ценностям при реализации стратегии монетизации».

Зачем Telegram кредит

О планах начать зарабатывать на мессенджере уже в 2021 году Дуров объявил в декабре 2020-го. Какие функции и для кого могут стать платными, мы рассказывали здесь.

До сих пор, насколько известно, Дуров финансировал Telegram преимущественно в одиночку. Он и его брат Николай — единственные владельцы компании. Пустить в Telegram внешних инвесторов Дуров ранее отказывался, объясняя это желанием сохранить независимость. Кроме того, он обещал это пользователям.

В 2018 году Telegram начал продавать токены революционной блокчейн-платформы TON. 175 инвесторов вложили в проект в сумме $1,7 млрд. Но осенью 2019 года американская Комиссия по ценным бумагам (SEC) заблокировала развитие проекта — меньше чем за месяц до запуска. Чтобы расплатиться с инвесторами, Дурову нужно даже чуть больше $1,7 млрд (как это вышло, читайте здесь).

Одновременно сам Telegram начал тратить больше — на сервера.

Изменение политики конфиденциальности WhatsApp, а также изгнание Дональда Трампа и его сторонников из Facebook и Twitter привели в Telegram десятки миллионов новых пользователей. В тренде и мировые лидеры: каналы завели, например, президенты Бразилии и Турции, рассказал сам Дуров. В первую неделю 2021 года аудитория Telegram наконец достигла 500 млн активных пользователей в месяц. В прошлом году аудитория Telegram росла на 1,5 млн пользователей в день. За последние три дня мессенджер набрал 25 млн. «Возможно, мы наблюдаем крупнейшую цифровую миграцию в истории человечества», — гордится Дуров.

Два года назад в презентации для инвесторов Telegram прогнозировал, что к 2021 году расходы на серверы вырастут до $220 млн — с $70 млн в 2017 году, напоминает The Information.

Конвертируемый долг позволит поддержать расширение Telegram, а Дурову — финансировать компанию до ее выхода на биржу, пишет The Information. При этом Дуров может оставить себе «суперголосующие» акции, чтобы сохранить контроль. Предполагаемую дату выхода на биржу The Information выяснить не удалось, но издание считает его неизбежным.

Сколько стоит Telegram?

Когда Facebook в 2014 году покупал WhatsApp, месячная аудитория мессенджера насчитывала 400 млн активных пользователей. Немного меньше, чем у Telegram прямо сейчас. WhatsApp был куплен за $21,8 млрд. То есть одного активного пользователя оценили в $55. В то же время за каждого активного пользователя Viber в том же 2014 году компания Rakuten заплатила всего $9. Мессенджер был оценен в $900 млн.

«Логика следующая: если оценивать по MAU [сопоставимых проектов], то Telegram может стоить от $4 млрд до $110 млрд, — рассуждает в разговоре с The Bell венчурный инвестор из России. — По “мультам” Instagram и WhatsApp это $17 и $35 млрд на момент их поглощения. Самый высокий [мультипликатор] был у Snap. Если сравнивать с ним, получится $110 млрд».

Но это, конечно, умозрительные оценки, признает тот же собеседник The Bell: «Нужно делать дисконт на то, что Telegram [пока] не приносит выручки, а его пользователи — [в основном] из “дешманских” стран типа Ирана, Индии, Турции и России. Думаю, что справедливая оценка с учетом этих факторов — $3–10 млрд».

«Оценка WhatsApp — самый простой ориентир, но рынок может оценить как угодно, — предупреждает управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. — Если они [Telegram] убедят инвесторов в том, что могут монетизировать аудиторию, предложив хорошую бизнес-модель, компания может стоить гораздо дороже. Например, аудитория Zoom в два раза меньше, но капитализация у него — $100 млрд».

Узнайте больше

Три года назад Павел Дуров собрал с инвесторов $1,7 млрд на революционный блокчейн, чтобы перевернуть представления людей о платежах и построить децентрализованный интернет. Не получилось. Подробная история этого проекта — здесь.