Дата
Автор
Олег Соколенко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Такие законы открывают простор для произвола и позволяют терроризировать население». Астрофизик Сергей Попов – о предлагаемых поправках к закону «Об образовании»


«Мы совершенно серьезно говорим об угрозе образованию и просвещению в России. Угроза пока скрытая, потому что непонятно, что будет происходить дальше. Это как воевать с темнотой. Там что-то шевелится, но непонятно, что и где. И непонятно, куда пускать стрелы»

Сергей Попов. Фото: Wikimedia, zamyslov.photos, Всенаучный форум 2020

В ноябре 15 российских сенаторов и депутатов, включая главу Комиссии Совфеда по защите суверенитета России от внешнего вмешательства, внесли на рассмотрение Госдумы пакет поправок в закон «Об образовании», призванных, в том числе, помешать «антироссийским силам» «беспрепятственно проводить среди школьников и студентов широкий круг пропагандистских мероприятий». Законопроект вызвал критику со стороны известных ученых, популяризаторов науки и научных журналистов. Тем не менее, 23 декабря документ прошел первое чтение. Второе чтение запланировано на февраль, правки в законопроект можно вносить до 21 января.

5 января Сергей Попов, астрофизик и профессор РАН (а также один из авторов Republic), опубликовал на Change.org петицию против принятия поправок в их нынешнем виде. На данный момент она набрала уже более 83 000 подписей. «Принятие поправок откроет путь ряду ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», – говорится в петиции.

Republic обсудил с Сергеем Поповым ситуацию, дальнейшие планы противников законопроекта и выяснил, как можно помешать его принятию.

Каковы главные претензии к предлагаемым поправкам?

– Набор поправок состоит из двух частей. Первая, получившая широкую огласку, ограничивает просветительскую деятельность. Проблема в том, что определение просветительской деятельности там дается фантастически широкое, а вся конкретика будет создаваться подзаконными актами, регламентами и т.п. Это плохо и неправильно не только с общечеловеческой точки зрения, но и с юридической. Все выглядит как: «Беспокойтесь все, подробности письмом». Так попросту нельзя делать.

Во второй части есть одна поправка, которая имеет немедленную силу. Она касается образовательных учреждений и в случае принятия мгновенно осложнит международное сотрудничество для всех образовательных учреждений, потому что будет требовать для заключения любых договоров с иностранными гражданами предварительное разрешение от федерального органа. Какого именно органа, не конкретизируется. Но я подозреваю, что разных – в зависимости от конкретных случаев. Например, если спортивная школа приглашает тренера – то это будет Росспорт, если речь идет о средней школе – то Минпросвещения, если университет – Министерство науки и высшего образования.

В отсутствии конкретики и заключается главная проблема законопроекта. В нем как бы говорится: «Ребята, скоро что-то может вас всех коснуться». Кого угодно. Какую-нибудь домохозяйку, которая ведет блог о том, как делать овощные салаты. Или ее мужа, который ведет ютуб-канал про футбол. Им говорят, что вот сейчас мы создаем базу, а потом будем принимать какие-то законы, которые будут регулировать вашу деятельность. Как – мы вам пока не скажем. Это не объясняется в пояснительной записке.

К чему может привести принятие поправок в их нынешнем виде?

– Если взять ту, которая имеет немедленное прямое действие, то там все просто. Российские образовательные организации будут меньше участвовать в международных проектах, реже приглашать иностранцев на стажировку в России. Международных грантов у нас тоже станет меньше.

Если говорить про поправки, касающиеся просветительства, то сразу после их принятия ничего не произойдет. Да, они запрещают «разжигать» и «пропагандировать», но это и сейчас делать нельзя. Все изменения появятся, когда будут приниматься дополнительные правила и акты. И тут открывается большой простор.

Что самое страшное, на мой взгляд, может произойти? Здесь стоит вспомнить вступивший в силу два года назад закон, который в народе называют «Законом о репостах и лайках».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.