Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Государство, которое невозможно уважать. Система, которую невозможно победить


Чем удивительно российское государство – оно само последовательно и регулярно тратит значительные усилия, добиваясь, чтобы граждане не могли его уважать. Стоит замешкаться, стоит зазеваться, глядя на Белоруссию или даже, как сейчас, на Америку, стоит на секунду где-нибудь глубоко в мыслях допустить, что, может быть, у нас еще не хуже, чем у них, как российское государство, кривляясь и приплясывая, ловит тебя за рукав и даже как будто обижается – мол, как ты мог подумать, что у нас не хуже, смотри, как у нас ужасно. Нет, ты смотри!

«Ужасно» – слово, конечно, не самое удачное; каким должен быть классический ужас, исходящий от государства, мы примерно знаем, это часть культурного кода, достаточное количество понятных и узнаваемых образов. Страшное государство – это когда по ночной улице за кем-нибудь гонится гестапо, или когда черные воронки паркуются у подъездов, а потом в жуткой тишине громыхает лифт, или хотя бы «президента Альенде убили, папочка». Прошлогоднее полицейское безумие в Белоруссии весь этот набор образов применило и материализовало, и, конечно, не по себе было от того, насколько все близко, и как легко переключить общество из состояния, когда все жизнерадостные и позитивные, в состояние, когда даже не плачут – воют. У нас не так – и это данность, а дальше разночтения, потому что можно предположить, что Белоруссия – это наше завтра, а можно, наоборот, быть уверенным, что у нас так не будет никогда.

Ну и в самом деле, мы не Белоруссия, и не Украина, и не Америка. Современное российское общество воспитано и сформировано девяностыми (которых в той же Белоруссии просто не было – чуть споткнувшись, она сразу шагнула из совка в Лукашенко), то есть наш коллективный опыт – это крушение государственности в 1991-м, крушение права в 1993-м, две чеченские войны и терроризм, две скандальные электоральные кампании, два общенациональных экономических краха, и потом Путин. И можно было бы сказать, что он девяностые отменил и преодолел, да и говорят так довольно часто, но понятно, что в каждом случае что-то не так. Путин как бы вылечил все основные общенациональные травмы девяностых, но лечил их очень странно – нет ничего, что кровоточило бы тогда и при этом нормально функционировало бы теперь. Просто никому не придет в голову идти войной на кадыровскую Чечню, как Ельцин пошел на дудаевскую. Никому не придет в голову стрелять из танков по Госдуме – зачем, если она и так ничего не решает и ее все презирают. Невозможно представить себе новое «Голосуй или проиграешь», но только потому, что власть выиграет и так, без того уже былинного надрыва.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.