Суд в отделе полиции арестовал Навального: «Выкинули на помойку Уголовно-процессуальный кодекс»
Политик Алексей Навальный арестован на 30 суток в подмосковных Химках. Суд проходил прямо в отделе полиции, адвокатов пустили к подзащитному за минуту до заседания, на которое провели съемочную группу Life, а журналистов оставили на улице. Активисты объявили митинги на 23 января.
ФСИН потребовала арестовать Алексея Навального до заседания по замене условного срока на реальный по делу «Ив Роше». Судья приехала прямо в актовый зал отдела полиции управления МВД по Химкам, куда политика увезли ночью 17 января из аэропорта Шереметьево, сообщил адвокат Вадим Кобзев в твиттере.
Защитника пустили в отдел МВД в последний момент и сразу уведомили о «выездном заседании» Химкинского городского суда. Более того, в полицию пропустили только съемочные группы Life и «России 1», но остальных журналистов оставили на улице.
МВД обосновало необходимость выездного заседания тем, что после прилета в Россию у Навального не было результата теста на коронавирус. «В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности доступ в помещение, где проходит судебное заседание, ограничен», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
В зале, судя по фотографиям Life, оказались только полицейские, два оператора, мужчины в масках и Навальный с защитником.
На стене висел стенд с портретом первого начальника главного управления государственной безопасности НКВД Генриха Ягоды, при котором был учрежден ГУЛАГ (в 1937-м его самого арестовали, а через год — расстреляли).
«Я не понимаю, что происходит. Меня одну минуту назад вывели из камеры на встречу с адвокатами. Я пришел сюда, здесь происходит заседание Химкинского суда, какие-то люди меня снимают на камеры, какие-то люди сидят в зале. Называется это все „открытое заседание“ Химкинского суда, где рассматривается вопрос о моем взятии под стражу по ходатайству начальника полиции, — сказал Навальный (видео опубликовала его пресс-секретарь Кира Ярмыш). — Почему заседание проходит в полиции? Я не понимаю. Почему никого не уведомили, не дали никакой повестки? Это просто — я много видел насмешек над правосудием, но, видимо, тот самый дед в бункере настолько всего боится, что просто демонстративно разорвали и выкинули на помойку Уголовно-процессуальный кодекс. Это невозможно, то, что происходит здесь — это наивысшей степени беззаконие».
Защита заявила отвод судье, но та отказала. По данным «Медиазоны», заседание могла вести Елена Морозова. Прокуратуру представляла сотрудница по фамилии Колоскова, управление химкинского МВД — Наумова.
Навальный потребовал допустить в зал журналистов, собравшихся у отдела полиции. «У них физически аккредитацию не берут, что указывает на предвзятость очень странную, — отметил он. — Безусловно, я выступаю за то, чтобы этот процесс был максимально открытым, чтобы все средства массовой информации имели возможность наблюдать за этим удивительным абсурдом, который здесь происходит. Я хочу, чтобы пустили всех — не только „Вести. Дежурная часть“, Life News и ГУВД, но и тех настоящих журналистов, которые прямо сейчас стоят на морозе за воротами, но их не пускают».
«Вы не можете, извините меня, делать вид, как будто этого не происходит: ну да, они стоят, но я не знаю о том, что они стоят. Я заявляю, что они там стоят, они хотят быть аккредитованы и требуют реализации своих прав», — добавил Навальный.
За время ожидания решения правозащитный центр «Мемориал» (организация входит в список НКО, выполняющих функцию иностранного агента) признал Навального политзаключенным, а управление ООН по правам человека потребовало «немедленного освобождения» политика.
Перед зданием полиции собрались десятки людей. Они скандировали «Свободу!», «Путин вор!» и «Навальный!»
Химкинский городской суд решил арестовать политика на 30 суток — до 15 февраля, сообщается в его твиттере. Соратник Навального подчеркнули, что речь идет не о спецприемнике для административных арестов, а о следственном изоляторе (СИЗО).
«Навальный взят под стражу в рамках несуществующей правовой процедуры; на 30 суток, но на самом деле — до нового суда по „Ив Роше“, который состоится 29 января», — отметил соратник политика Леонид Волков.
«Штабы Навального по всей стране немедленно начинают подготовку к большим митингам по всей стране 23 января, не дожидаясь нового суда», — добавил Волков.
Обращение успел записать перед решением суда и сам Навальный. Оно опубликовано на youtube-канале «Навальный Live».
«Чего боятся эти бункерные воры больше всего? Выхода на улицы, — начал он. — Это тот политический фактор, который нельзя игнорировать. Выходите не за меня, выходите за себя, за свое будущее. <…> Происходящее здесь не имеет никакого отношения к законам Российской Федерации, и это понимает вообще каждый человек — вот этот полицейский, вот тот полицейский, вообще все, кто здесь [в здании отдела МВД] находится. Вот эта банда воров, 20 лет разграбляющая страну, сказала мне и всем, кто отказывается молчать: „Мы тебя пытались убить, ты не умер, оскорбил нас этим, поэтому мы тебя за это посадим“. <…> Тут важно понять, почему они посадили мой самолет в другом месте, почему они трусливо организовали этот процесс, почему они не пустили никого, почему все так срочно, почему никто не знал об этом суде. Потому что у них рейтинги большие? Нет <…> Нас так много, что, если мы захотим чего-то добиться, мы этого добьемся».
Алексей Навальный вернулся в Россию 17 января из Берлина. Самолет с политиком должен был сесть в аэропорту Внуково, где его хотели встретить сторонники, но борт отправили в Шереметьево. На погранпункте Навального задержали полицейские, с ним не пустили адвоката и супругу.
Оппозиционного политика увезли во второй отдел полиции по Химкам. К нему не пускали адвоката.
Отравление Навального
Алексей Навальный оказался в немецкой клинике Charite 22 августа, где проходил реабилитацию после отравления. Навальному резко стало плохо в самолете авиакомпании S7 на рейсе «Томск-Москва» 20 августа. Борт совершил экстренную посадку в Омске. Навального госпитализировали без сознания и поместили в реанимацию Больницы скорой помощи №1 Омска.
Омские медики не сразу дали согласие на перевозку Навального в берлинскую клинику Charite на частном медицинском самолете. Когда политика доставили в Германию, врачи диагностировали отравление веществом из группы ингибиторов холинэстеразы.
Анализы показали, что Навальный был отравлен веществом из группы «Новичок». Им же в 2018 году отравили семью экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля. Канцлер ФРГ Ангеля Меркель и Европейский Союз призвали Кремль отреагировать. Уголовное дело о покушении на жизнь общественного деятеля до сих не возбуждено.
В сентябре Навальный пришел в сознание, его отключили от ИВЛ и выписали из стационара в Charite. Три независимых европейских лаборатории подтвердили отравление «Новичком».
В декабре 2020-го вышло совместное расследование журналистов, в котором утверждается, что к отравлению Алексея Навального причастны кадровые сотрудники ФСБ Станислав Макшаков, Олег Таякин, Алексей Александров, Иван Осипов, Константин Кудрявцев, Алексей Кривощеков, Михаил Швец и Владимир Панаев. Президент РФ Владимир Путин списал это на «легализацию материалов американских спецслужб».
«Понимаете, если бы мы хотели [отравить], наверное, довели бы до конца», — говорил президент.
После этого Навальный опубликовал запись разговора с одним из своих предполагаемых отравителей. Тот рассказал, как устранял следы неназванного вещества с одежды Навального в Омске и предположил, что исход для него мог быть другим, если бы самолет не совершил экстренную посадку, а медики скорой не действовали бы по инструкции.
Через несколько дней после публикации расследования Следственный комитет возбудил в отношении «Навального и иных лиц» дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). 13 января политик объявил, что вернется в Россию, и в тот же день стало известно, что оппозиционера объявили в федеральный розыск по делу «Ив Роше». ФСИН пообещала «предпринять все действия», чтобы задержать Навального.