Дата
Автор
Дарья Коржова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Правительство может ограничить цены на яйца, зерно и макароны

После цен на сахар и подсолнечное масло правительство может взяться за регулирование стоимости яиц и макарон. Пока Минсельхоз только призвал регионы обсудить с производителями цены на продукты. Но если они продолжат расти, может быть подписано еще одно соглашение об ограничении предельных цен, такое же, как в декабре с производителями сахара и масла. Экономисты называют регулирование цен на сельхозпродукцию «жестом отчаяния» и популистской мерой, которая может привести к дефициту товаров.

Вопрос о росте цен на некоторые базовые продукты подняла на совещании с отраслевыми союзами и региональными аграрными ведомствами замминистра сельского хозяйства Оксана Лут, сообщают «Ведомости» и «Коммерсант». По данным первого издания, речь шла о макаронах и яйцах, по данным второго — о макаронах и зерне. Лут попросила представителей регионов убедить производителей не повышать цены на эти продукты хотя бы в первом квартале.

Если рост цен продолжится, Минсельхоз будет вынужден предложить производителям этих продуктов такое же соглашение, какое было подписано по маслу и сахару, предупредила замминистра.

Представитель Минсельхоза подтвердил, что на совещании обсуждались цены на базовые продукты питания. Министерство рекомендовало регионам договориться с производителями о сдерживании цен на макароны, яйца и картофель. Однако принятые ранее меры Минсельхоз пока считает достаточными.

По данным центра «Совэкон», которые приводит «Коммерсант», за первую рабочую неделю 2021 года средние цены на пшеницу выросли на 3,5%. Макароны, по словам Лут, в первые дни года подорожали на 8% (в опте или рознице, она не уточнила). Цены на яйца, по данным замминистра, у производителей подскочили на 30%. В рознице такого роста пока не наблюдается.

Соглашения о предельных оптовых и розничных ценах на сахар и подсолнечное масло были подписаны в середине декабря 2020 года, после того как на удорожание продуктов обратил внимание Владимир Путин. Предельная отпускная цена масла установлена на уровне 95 рублей за литр, розничная — 110 рублей за литр. Стоимость сахара ограничена 36 рублями за килограмм в опте и 46 рублями в рознице. Источники The Bell среди чиновников и экономисты допускали, что контроль над ценами был «пиар-акцией» накануне большой пресс-конференции президента.

Договоренности должны действовать до конца первого квартала, и с работой механизма уже возникали сложности. Как сообщал «Коммерсант», небольшие и средние торговые сети столкнулись со сложностями в закупке молока и масла по регулируемым ценам — на условиях правительства поставщики готовы отгружать только небольшие объемы и просят премию за их доставку. По словам источников издания, замминистра Лут признала, что механизм плох, но отметила, что иначе стабилизировать цены в магазинах было невозможно.

Опрошенные The Bell экономисты в основном критиковали ограничение цен на масло и сахар. Жесткое регулирование цен в итоге может привести к тому, что «вся сельскохозяйственная отрасль будет в руинах — это после того, как в 2014 году под лозунгом импортозамещения на то, чтобы поднять наших производителей, скидывалась вся страна», говорил ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Судя по похожему опыту в странах Латинской Америки, Азии и Восточной Европы, никакого позитивного эффекта не будет: производители потеряют рентабельность и начнут уходить с рынка, добавлял директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.

Кроме того, экономисты соглашались, что проблема не в росте цен на продукты (они следуют за мировыми ценами), а в бедности населения. Но поскольку у правительства нет эффективных инструментов, чтобы оказать адресную помощь населению с низкими доходами, приходится задействовать контроль за ценами, объясняла главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Что мне с этого

Из-за искусственного ограничения цен на сельхозпродукцию производить и продавать ее становится невыгодно, и производители могут просто уйти с рынка. В итоге, когда действие ограничений закончится, цены вернутся к прежнему уровню, а в магазинах возникнет дефицит товаров. Директор «Совэкона» Андрей Сизов даже допустил формирование в России «черного рынка сахара». «Люди будут прибегать, покупать по фиксированным ценам, а потом перепродавать» подороже, полагает он.