Дата
Автор
Republic
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ГУЛАГ и нацистские концлагеря: что хуже? Немецкий историк сравнивает «тоталитарные стержни» двух диктатур


Ровно сто лет назад, шестого июня 1923 года пароход «Печора» доставил первую партию заключенных в только что организованный Соловецкий лагерь особого назначения. || Это не был первый советский концлагерь, однако именно слово «Соловки» стало нарицательным символом предельной несвободы человека и необузданной жестокости государства. || Сегодняшние чекисты любят возводить свою родословную к «героическим» спецслужбам СССР, пытаясь при этом затушевать тот факт, что основной задачей ЧК-ОГПУ-НКВД, ради которой и создавались эти карательные органы, был тотальный истребительный террор против собственного народа. || Перечитываем наш архивный текст, в котором немецкий историк Дитрих Байрау сравнивает советские и нацистские лагеря — краеугольные камни обоих людоедских режимов.

Строительство Беломорканала

Фото: wikipedia.org

На входных воротах Дахау и Освенцима красовался лозунг Arbeit macht frei («Труд освобождает»). Советские лагеря были украшены лозунгом «Труд в СССР есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».

Какие же лагеря были страшнее — гитлеровские или сталинские? Мы не берем сейчас нацистские Vernichtungslager, лагеря уничтожения, специально предназначенные для массового истребления людей, такие как Хелмно, Треблинка или Собибор — ничего подобного в СССР не было (и в Рейхе «лагеря смерти» появились только с началом Второй мировой войны и Холокоста). Но как обстояло дело с «обычными» концлагерями, в которых умерщвление заключенных не было заявлено как официальная цель?

Начнем с численности лагерного населения: в целом через ГУЛАГ между 1934 и 1953 годами прошло 18–19 млн человек; в немецких концлагерях в 1935 году содержалось четыре тысячи заключенных, а в 1939 году это число достигло 30 тысяч. Однако с началом войны и Холокоста, общая численность населения 24 концентрационных лагерей и тысячи лагерей-спутников в Рейхе и оккупированной Европе выросла до 2,5–3,5 млн человек.

Эти цифры приводит в своей работе «Лагерные миры и принудительный труд. Сравнение национал-социалистической и советской систем лагерей» известный немецкий историк-компаративист, профессор Тюбингенского университета Дитрих Байрау (статья Байрау вошла в состав сборника «Феномен ГУЛАГа: Интерпретации, сравнения, исторический контекст», (издательство Academic Studies Press / Библиороссика, январь 2021 г.).

Дополним цифры Байрау из другого источника. Американский историк Тимоти Снайдер пишет в своей книге «Кровавые земли»:

Ничто в гитлеровской Германии даже отдаленно не напоминало расстрел почти 400 000 человек за восемнадцать месяцев, как это произошло по Приказу № 00447 в Советском Союзе. В течение 1937 и 1938 годов в нацистской Германии к смерти были приговорены 267 человек, а в Советском Союзе только за время «кулацкой операции» — 378 236. Опять же, учитывая разницу в численности населения, шанс, что советский гражданин будет расстрелян во время «кулацкой операции», был примерно в семьсот раз выше, чем шанс немецкого гражданина быть приговоренным к смерти в нацистской Германии за любое преступление.

Другие параллели, которые анализирует Байрау в своей обширной статье: и в Рейхе, и в СССР «лагерное общество» было выстроено жестко иерархически, разве что у нацистов в основу иерархии были положены критерии «асоциальности» и «расы», а у коммунистов — «класса» и «партии». И в Рейхе, и в СССР бросается в глаза ничтожное (в сравнении с массами заключенных) число лагерного персонала; и там, и здесь фактическая власть в лагере нередко была делегирована уголовникам.

Из различий (помимо приведенной выше статистики): социальный и экономический разрыв между персоналом и местным населением с одной стороны и заключенными — с другой, огромный в немецких лагерях, был гораздо меньше в советском контексте. Другими словами, лагерные охранники в СССР, а тем более окрестные «свободные» жители, были почти такими же нищими и бесправными, как и сами зеки.

Кроме того, в СССР заложниками системы были в том числе и сами исполнители террора. Ничто не угрожало благополучию, а тем более жизни охранников и сотрудников SS (пока они оставались лояльными), однако в Советском Союзе в годы сталинизма погибли десятки тысяч чекистов.

И, наконец, уже упомянутое отличие: в СССР не было «лагерей смерти», официально предназначенных для технологичного истребления заключенных — хотя «неофициально» массовые лагерные расстрелы, конечно, практиковались — достаточно назвать печально известный колымский лагпункт Серпантинка. Разумеется, истребление заключенных с помощью непосильного труда, насилия и лишений шло своим чередом и на Западе, и на Востоке.

С любезного разрешения издательства публикуем два раздела из статьи Байрау в переводе М. Маноцковой — «Социальный статус заключенных лагерей» и «Труд в СССР есть дело чести».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.