«Печаль и стыд». Российские предприниматели о суде над Навальным
Если оппозиционный политик №1 окажется в тюрьме, Россия станет немного другой страной. Мы собрали мнения предпринимателей о том, каково в ней будет заниматься бизнесом.
Федор Овчинников
основатель Dodo Brands
Бизнес молчит, потому что есть что терять, а сказать, что думает, страшно. Бизнес — это ответственность.
Честно, еще недавно я не мог представить, что ответственность за сотрудников, партнеров, за тысячи рабочих мест в наших пиццериях, за две сотни акционеров, поверивших в нашу команду, заставит бояться сказать то, что ты думаешь. Но так жить противно, поэтому я скажу. То, что происходит, — абсолютное беззаконие и надругательство над правосудием. Печаль и стыд.
Что я чувствую как российский предприниматель? Что буду делать? Я буду продолжать строить открытый бизнес в нашей стране, создавать рабочие места, продукты и строить эффективную конкурентоспособную компанию из России. Не бояться, не останавливаться, работать — это то, как я могу сделать нашу страну лучше.
Алексею — здоровья, Юле — терпения и сил.
Этот пост Федор Овчинников опубликовал на своей странице в Facebook.
Мария Бородецкая
Соосновательница лектория «Синхронизация»
Меня пугает, что я долго не могла решить, давать этот комментарий или нет. Я такая не одна: многие предприниматели боятся высказать свое мнение о событиях в России. Мы отвечаем не только за себя и боимся, что наши слова могут навредить бизнесу, сотрудникам и семьям.
А когда люди в стране боятся, то и деньги тоже убегают: происходит отток инвестиций, люди меньше зарабатывают, а значит, становятся беднее и меньше тратят. А значит, увы, мы все дальше от «прекрасной России будущего».
Если говорить про Синхронизацию, то мы стремимся сделать компанию международной и хотели бы гордиться успешным российским международным брендом, но новая реальность, к сожалению, не приближает нас к цели
Александр Ларьяновский
управляющий партнер онлайн-школы Skyeng
Я думаю, хуже, чем сейчас, бизнес-климат в России уже не станет — просто потому, что хуже уже некуда. На протяжении долгого времени любое действие власти приводило к увяданию этого климата. Она уже давно действует не проактивно, а реактивно, реагируя на те или иные внешние раздражители.
Реальный срок для Алексея Навального, вероятно, вызовет волнения и упаднические настроения в обществе, но не более того. Следовательно, на бизнесе Skyeng это тоже никак это не отразится — вряд ли резко увеличится число людей, которые захотят выучить язык и на фоне этого события уехать из страны.
Западный капитал в ближайшие годы к нам тоже не вернется. У нас в стране в плане бизнес-климата давно минус 140.
Дмитрий Навоша
сооснователь Sports.ru и Tribuna Digital
Реальный срок Навальному негативно повлияет и на бизнес-климат в стране, и на наш небольшой бизнес. В первом случае у инвесторов будет еще меньше поводов идти в российские компании. Будет недополучено много денег, упущено много возможностей, не построено много проектов.
Люди, видя, что происходит, будут активнее уезжать из страны, а значит, у нас будет меньше платежеспособных клиентов, меньше перспектив для активного роста. Вообще сложно представить частную компанию, которой после случившегося будет житься лучше, а не хуже.
И это все не просто слова, они подтверждаются цифрами: например, существует такой показатель, который считает, сколько собственных прибылей стоит компания. И в России этот показатель ниже, чем в Португалии и Польше, не говоря уже о Германии и Франции. То есть те деньги, что мы здесь, своим трудом зарабатываем, ценятся ниже, чем то, что мы могли бы заработать в других странах.
Общественные волнения и митинги менее очевидно, но тоже повлияют на экономику. Понятно, что у нас задержания не такие массовые, как в Белоруссии, но у нас, например, сейчас в СИЗО одна из ключевых сотрудниц сейлз-команды, что сильно затрудняет нашу работу. И в целом, если рядом с вами происходит что-то вопиюще несправедливое, сложно думать о работе и быть продуктивным.
Павел Гужиков
основатель компании «Деньги Вперед»
Я считаю, что сегодняшний судебный процесс — и его организация, и его суть, и детали — моментально девальвируют судебную систему России. Как верно сказал Руслан Белый: «Зачем мне адвокат? Деньги в тюрьме пригодятся».
Я и на своем личном опыте сталкивался с давлением в бизнес-вопросах, и несколько моих друзей и близких предпринимателей — с каждым годом ситуация все больше удаляется от объективности и рациональности. Здесь можно ставить в один ряд Калви и Навального. У последнего на суде присутствуют 20 иностранных дипломатов, но судья и прокурор игнорируют абсолютно легальное решение ЕСПЧ. Какой сигнал это подает?
Сегодня, на мой взгляд, российский суд четко и демонстративно показал свое отношение к международному сообществу и тренд развития судебно-исполнительной системы на ближайшие годы. И это оставит в России еще меньше инвесторов и компаний. Останутся те, кто уже не может уйти, — капитала станет еще меньше. А значит, не будет и ликвидности на выходе у предпринимателей и инвесторов. Следствие этого — отсутствие экономического смысла созидания.
Надежда Пак
Соосновательница семейных кафе «Рецептор»
31 января, когда был второй митинг в поддержку Алексея Навального, из-за перекрытий центра наша выручка упала в четыре раза от обычных показателей. Я уверена, что люди сегодняшний приговор просто так не оставят и волнения еще будут.
Нам уже сегодня вечером пришло сообщение из управы с предупреждением, что «граждане, участвующие в несанкционированном митинге, направляются на Манежную площадь», поэтому будут закрыты станции «Охотный ряд», «Площадь революции» (ирония) и «Александровский сад». Просят быть предельно бдительными, потому что «дальнейшая локация митингующих неизвестна», и информировать их, если нашему имуществу причинят вред.
Я не сильна в политике, но думаю, что будут и глобальные последствия. Например, еще более сильное падение рубля, отток иностранного капитала. Но самый быстрый негативный эффект испытают небольшие предприниматели вроде нас, потому что людям на фоне происходящего не будет хотеться ходить в кафе — или им просто не дадут этого сделать, перекрыв весь центр, как в прошлые выходные или сегодня вечером
Сергей Козлов
Генеральный директор разработчика CRM для бизнеса «Мегаплан»
Приговор Навальному это не совсем повторение истории с Майклом Калви и его коллегами. Тогда дело касалось напрямую бизнес-сообщества — в этот раз суд вынес решение в отношении политика и общественного деятеля, а не предпринимателя. Но бизнес-сообщество это событие все равно может затронуть: мы видели, что происходило в Белоруссии, где именно местные айтишники активно реагировали на политическую ситуацию. Логично предположить, что и в нашей стране работники IT, самая мобильная и активная часть населения, могут себя проявить. Выйти на митинги или решить уехать из страны — оба сценария ведут к оттоку человеческого капитала из активно развивающейся отрасли.
Михаил Токовинин
Основатель amoCRM
Вы помните, кто такая Светлана Бахмина? А Сергей Шилов? Виктор Кудрявцев? Виктор Филинков и Юлий Бояршинов? Максим Мартинцов и Егор Лесных? И еще десятки тысяч, не просто несправедливо осужденных российским судом, а осужденных вне здравого смысла, когда и свидетели и жертвы говорят, что преступления не было, а прокурор с судьей, что было.
Любой половозрелый россиянин знает, что нельзя оказаться в российском суде. Все свои аргументы, доводы, все вопросы надо решать на этапе следствия, а еще лучше до возбуждения дела. Если дело ушло в суд — ты проиграл. Единственная действенная тактика защиты, это не пытаться доказать свою невиновность, а искать процессуальные нарушения, чтобы дело вернули обратно следователю.
В 2019 году в России вынесли всего 2256 оправдательных приговора. 0,36%! Вы не знали?
Поэтому когда сегодня умные и взрослые люди пишут, что вчера произошло какое-то особенное, переломное событие, что мы проснулись в другой стране, пишут, что их тошнит... Тошнить начинает меня. Противно.
А что вчера такого необычного произошло? А до этого все было ок? А если завтра товарища выпустят, снова все будет нормально?
В России много горя и несправедливости. Пока нас не коснется, мы стараемся не замечать больных детей, бедности, безумного российского суда (и не менее ужасной пенитенциарной системе). И мы не можем здесь и сейчас с этим ничего сделать, а до конца эти проблемы не решить никогда. Это все долго, сложно, и намного больше зависит не от власти, а от людей и культуры. Не может быть справедливого суда там, где готовы судить и казнить по видео из YouTube (real talk, think about it).
Но молодые и очень наивные взрослые требуют простых и быстрых решений. Чтобы как в кино, все произошло за полтора часа. Вот миллион вышел на митинг, вот злодей повержен, добро победило, а мы все, закутанные в теплый плед, пьем чай и радуемся победе. Титры.
Этот пост Михаил Токовинин опубликовал на своей странице в Facebook.
Иван Алексеев
Владелец мужских парикмахерских «Супермен»
Я не думаю, что срок Навальному что-то сильно изменит для моего бизнеса или бизнес-климата в целом. Поддержка у него, если смотреть на общую массу россиян, минимальная, революцией никакой не пахнет. Как бы нам ни хотелось думать иначе, но большинство людей в стране все устраивает, а если и не устраивает, то никаких активных действий они предпринимать не планируют. Каждый продолжает заниматься своим делом, жить свою жизнь. И это нормально.
По поводу глобальных последствий: я думаю, что Россия — слишком большой рынок, чтобы прекращать с ним сотрудничать совсем. А те санкции, которые уже вводили, ничего смертельного не принесли. Зато европейским компаниям пришлось открыть у нас свои заводы, многие сферы отечественного производства расцвели в этих условиях — да, искусственно созданных, но все же.
А патетика, исходящая от Навального, большинство небольших бизнесменов, скорее, бесит. Из-за митингов закрыли рестораны в центре Москвы, станции метро. Вряд ли любой работающий на себя человек скажет митингующим спасибо.
Но это все частности. В целом ни Навальный, ни Путин сейчас на мой бизнес напрямую не повлияют. Все в конечном счете зависит только от меня