Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Священномученик Михаил Самсонов


Гонения советской власти на Русскую церковь были таковы, что не то что сказать о своей вере, но даже молча следовать ей было подвигом. Прославленные в лике святых новомученики и исповедники не поступились ничем: верили, молились и безропотно шли на свои голгофы.

«Полит.ру» вспоминает тех, кто отдал свою жизнь за веру и чьими молитвами жива Русская церковь — даже если кроме имени до нас почти ничего не дошло.

Публикации подготовлены Кириллом Харатьяном (включен российскими властями в реестр иностранных агентов).

Священномученик Михаил Самсонов

Михаил Самсонов — крестьянский сын из деревни Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии). В 1880 году 13-летний Михаил Самсонов окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище. В 1892 году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны. В 1894 году — в сан священника к селу Раскильдино Курмышского уезда. В 1900 году был перемещен в село Красные Четаи, а в 1905 году — вновь в село Раскильдино. В 1905 — 1908 годах состоял депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, с 1906 года назначен помошником благочинного, с 1910 года назначен заведующим второклассной учительской школой в селе Красные Четаи, в должности которого состоял до 1918 года.

С 1914 года определением Епархиального начальства назначен постоянным следователем от духовного ведомства по Курмышскому уезду. В 1923 году был рукоположен в протоиерея. В 1924 — 1929 годах состоял благочинным округа.

В 1925 году обновленцы на некоторое время захватывали храм в селе Раскильдино, где служил отец Михаил. В 1929 году, служа в селе Красные Четаи, по прошению был уволен за штат. В 1930 году епископ Алатырский Митрофан (Гринев) благословил «возвратиться на свой приход в с. Красный Четай и не оставлять верующих без Богослужения в великие дни».

В 1936 году был назначен благочинным приходов Аликовского района ЧАССР. 10 декабря 1937 год был арестован в селе Раскильдино.

12 декабря, на допросе, следователь спрашивал, проводил ли обвиняемый контрреволюционную агитацию в деревне в виде распространения провокационных слухов о гибели соввласти и колхозов. Отец Михаил обвинения отверг.

На допросе, состоявшемся 19 декабря следователь спрашивал: «Какую установку вы дали председателю церковного совета Федорову Ефиму по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет? По вашей инициативе церковный совет написал заявление о разрешении церковного звона в день выборов в Веховный Совет, чтоб отвлечь избирателей от участия в выборах». Отец Михаил ответил, что виновным себя в предъявленных обвинениях не признает.

На повторном допросе в этот же день следователь спрашивал:

— Вам предъявляется обвинение по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, выразившееся в том, что Вы совместно с председателем церковного совета Федоровым Ефимом проводили антисоветскую деятельность, направленную по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет. Отдельных активистов села Вы вовлекли через опаивание водкой. Кроме того вели антисоветскую агитацию против Государственных платежей. Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?
— Виновным себя не признаю, а объясняю следующее: я Федорову Ефиму и другим членам церковного совета никакое заявление не сочинял, правда, Федоров Ефим по этому вопросу был у меня, но я отказался. Кто им сочинил заявление указать не могу. Когда служащий и налоговый инспектор приезжали в Раскильдинский сельсовет собирать налоги, то и меня вызвали и говорили, что Ваш доход достигает до 5 тысяч рублей и из этого расчета уплатите налог. После этого я им говорил, что Вы налоги берете с потолка, у меня столько дохода нет как вы думаете. После таких разговоров я налог уплатил и ушел.

14 марта 1938 года спецколлегией Верховного Суда Чувашской АССР был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Был этапирован в Алатырскую исправительно-трудовую колонию.

Скончался 28 января 1942 года. Был погребен на кладбище колонии в неизвестной могиле.