Дата
Автор
Анастасия Красильникова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Феминность как щит и оружие. Как женщины влияют на протест, а протест – на женщин


Протестные акции, которые начались в России после возвращения Алексея Навального, были отмечены беспрецедентным количеством полицейского насилия. При этом женских лиц на них все больше. Женщины привносят в протестную активность новые стратегии, как подсвечивая традиционные гендерные роли, так и переворачивая их.

В патриархатной логике женщин бить нельзя. Патриархатный гендерный контракт подразумевает, что мужчина охраняет и обеспечивает женщину в обмен на часть ее свобод – «мужчина главный в семье». Женщина занимается домом, она обязана удовлетворять мужчину в сексуальном плане: долгое время понятия «изнасилование в браке» не было, а в обывательском сознании до сих пор закреплена идея «супружеского долга». И даже вне брачных или каких-либо других отношений в идеальном патриархатном мире мужчина должен защищать женщину, пусть и незнакомую. Но распространяется ли эта логика на протестное движение и взаимоотношения между полицейскими и женщинами-протестующими?

Бить или не бить

Женщины действительно с меньшей вероятностью будут избиты во время протестов. Случаи насилия против женщин всегда вызывают широкий общественный резонанс. Это связано с нарушением патриархатного договора – женщин бить нельзя. Мужчин тоже нельзя, но чуть-чуть можно.

Многим запомнились громкие истории об избиении женщин на протестах. К примеру, инцидент летом 2019 года во время московских протестов перед выборами в Мосгордуму – полицейский ударил Дарью Сосновскую в живот. На нынешних акциях в поддержку Навального омоновцы избили дубинками корреспондентку «Новой газеты» Елизавету Кирпанову и журналистку «Медузы» Кристину Сафронову. А 2 февраля после вынесения приговора Навальному волонтерка штаба Любови Соболь Алена Китаева подверглась пыткам в отделении полиции. По ее словам, ей надевали пакет на голову и били, а также угрожали электрошокером.

Самой громкой историей стало избиение 54-летней Маргариты Юдиной в Петербурге: полицейский пнул ее ногой в живот, из-за чего та сильно ударилась и получила травму головы. Случай вызвал волну осуждения, властям даже пришлось просить прощения. Сначала Юдиной позвонил полковник полиции с извинениями, а затем пришел сам нападавший. Ради этого женщину перевели из реанимации в палату. Полицейский пришел с цветами – классическая ситуация для патриархальной семьи: так муж-абьюзер пришел к своей жене просить прощения за побои. Депутат Госдумы Александр Хинштейн сначала написал запросы в СК и прокуратуру с требованием возбудить дело против полицейского, но затем отозвал их, сославшись на то, что полицейский перед происшествием с Юдиной подвергся нападению, из-за чего так жестко среагировал.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.