Эффект Навального. Как протесты помогли «Дождю», «Медиазоне» и «ОВД-Инфо» привлечь миллионы пожертвований и подписчиков
Новый политический сезон в России оказался очень насыщенным — возвращение и арест Алексея Навального, расследование про дворец, массовые протесты и репрессии. The Bell узнал, как жесткая реакция властей на акции сторонников Навального сплотила аудиторию вокруг независимых медиа и активистов — на примере телеканала «Дождь», сайта «Медиазона» и платформы «ОВД-Инфо».
Фильм Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) о «дворце для Путина» по состоянию на 8 февраля набрал более 110 млн просмотров на YouTube — согласно опросу «Левада-центра», расследование посмотрел уже каждый четвертый россиянин, а еще более трети жителей страны как минимум слышали о картине (ФБК и «Левада-центр» признаны в России «организациями, исполняющими функции иностранного агента»). Столь масштабный медийный успех спровоцировал целую серию политических скандалов — от стремительной судебной расправы над Алексеем Навальным до самых массовых за последние годы митингов. Каждый новый скандал сопровождался всплеском популярности СМИ и общественных проектов, которые интенсивнее всех освещали протесты и помогали задержанным.
Спонсоры под «Дождем»
Принципиальное отличие протестов зимы-2021 от масштабных митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова в 2010–2011 годах — техническая оснащенность их участников, рассуждает в беседе с The Bell гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева. «Когда десять лет назад я приходила на акции, все смотрели на сцену, теперь же огромная часть протестующих прямо во время акций смотрит наши трансляции на смартфонах», — объясняет медиаменеджер.
Как и десять лет назад, «Дождь» стал одним из информационных флагманов протеста: многочасовые стримы уличных акций и судебных заседаний телеканала за последние три недели как минимум пять раз попадали в топ русскоязычного сегмента YouTube: в дни возвращения Навального, митингов 23 и 31 января, а также дважды — в день вынесения оппозиционеру приговора и последовавших стихийных шествий в центре Москвы.
Всего за январь и первые дни февраля 2021-го YouTube-канал «Дождя» собрал 190 млн просмотров и привлек более 23 млн уникальных пользователей и 450 тысяч новых подписчиков (около 20% общей базы подписчиков в 2,33 млн).
Успех телеканала на YouTube заметен и в сравнении с конкурентами: YouTube-каналы русскоязычной версии RT и RTVi за тот же период привлекли от 20 тысяч до 45 тысяч новых подписчиков, следует из проведенных по просьбе The Bell расчетов инфлюенс-агентства HypeFactory.
«Солидарность нашей аудитории даже более показательна в другом индикаторе на YouTube — у канала уже 5,5 тысячи спонсоров (форма поддержки YouTube каналов в виде ежемесячного пожертвования — в случае “Дождя” речь о суммах от 49 до 699 рублей — прим. The Bell)», — подчеркивает Синдеева. Эту базу самых лояльных зрителей СМИ собрало с начала августа 2020-го.
Для сравнения, сам канал примерно за тот же срок привлек порядка 5 тысяч подписчиков (стоимость — от 99 рублей за пробную подписку до 5800 рублей в год). Сколько эта цифра составляет от общей базы подписчиков, Синдеева не уточняет.
Скачок аудитории произошел и на других платформах дистрибуции контента «Дождя»: согласно данным liveinternet, сайт телеканала в январе посетили 10,2 млн пользователей — в 2,6 раза больше, чем в декабре, и более чем в четыре раза больше, чем в январе 2020-го. А Telegram-канал «Дождя», по данным сервиса TGstat, со дня возвращения Навального из Германии увеличил аудиторию менее чем со 100 тысяч до более чем 200 тысяч подписчиков.
Нынешнее политическое обострение не первый за последние месяцы повод для роста интереса аудитории к телеканалу, подчеркивает Синдеева: по ее оценке, число зрителей и пользователей на онлайн-платформах неуклонно растет с конца июня 2020-го, когда в России состоялось голосование за поправки в Конституцию.
Наталья Синдеева
Основатель и гендиректор телеканала «Дождь»
«Потом были протесты в Белоруссии из-за результатов выборов президента и волнения в Хабаровске после ареста губернатора Сергея Фургала — каждое из этих событий мы подробно освещали, с каждого вели трансляции»
В итоге с июня YouTube-канал «Дождя», к примеру, расширил базу подписчиков более чем вдвое — на 1,3 млн пользователей. Пик популярности Синдеева в первую очередь связывает с возросшим интересом зрителей к политике и качественной работой коллектива канала. Кроме того, расширять аудиторию помогает цифровая трансформация: «Дождь» больше не традиционное ТВ и в продвижении может опираться не столько на присутствие в мультиплексе или Smart TV, сколько на онлайн-платформы и соцсети, которые открывают для медиа и новые модели монетизации, объясняет гендиректор «Дождя».
«Приятнее всего для меня тот факт, что мы стали ближе к своей аудитории. Корреспондентов “Дождя” на улицах разных городов сегодня часто узнают в лицо, подходят и благодарят за нашу работу — это лучшая обратная связь от зрителей», — резюмирует Синдеева.
Насколько благодаря росту аудитории улучшились финансовые показатели телеканала, гендиректор «Дождя» не уточняет. Согласно данным СПАРК, в 2019-м при выручке 379,1 млн рублей «Дождь» получил около 26,5 млн рублей чистой прибыли.
«Со времен митингов на Болотной число ресурсов, ориентированных на быстрые реакции — прямые включения, текстовые трансляции, многочасовые стримы, увеличилось в несколько раз. Как и количество их подписчиков, зрителей и читателей, — отмечает медиаэксперт Анна Качкаева. — В 2021 году эти каналы — не только источник информации о происходящем, но и новые социальные практики — соучастия, оповещения, поддержки, помощи. Правда, есть оборотная сторона медали: усиливаемая цифровыми медиа “видимость” гражданского протеста становится поводом для расширения государством цифрового надзора и контроля».
Без главреда, но с донатами
Онлайн-издание «Медиазона» с момента основания в 2014 году участницами группы Pussy Riot Надеждой Толоконниковой и Марией Алехиной освещает тему протестов, судебных дел и работы правоохранительных органов, так что любое обострение общественно-политической обстановки в стране привлекает к порталу дополнительное внимание аудитории.
Но в последние три недели проект, с 2017-го живущий на пожертвования пользователей, бьет все рекорды собственной популярности: просмотров сайта и подписчиков в Telegram стало вдвое больше, а сумма ежемесячных донатов от читателей увеличилась на 1,5 млн рублей.
Главной причиной этого скачка стали массовые протесты и задержания, но в случае с «Медиазоной» вмешался еще и «икс-фактор» — арест главного редактора издания Сергея Смирнова.
Журналист не выходил на митинг, а под стражу попал за ретвит шутки о своем внешнем сходстве с лидером панк-группы «Тараканы» Дмитрием Спириным (на баннере с портретом музыканта были указаны даты митинга в поддержку Навального). Тверской суд Москвы счел это призывом к участию в несанкционированной акции и назначил Смирнову 25 суток ареста (позднее апелляционная инстанция сократила срок до 15 суток). С требованием отпустить журналиста выступили более десятка СМИ и общественных деятелей, включая редакцию The Bell.
По словам издателя «Медиазоны» Петра Верзилова, «фактор Смирнова» повлиял на количество донатов — разовых пожертвований и подписок на ежемесячную финансовую помощь изданию.
Петр Верзилов
Издатель «Медиазоны»
«Когда люди видят, что творится вопиющая несправедливость с редактором СМИ, которое они постоянно читают, у них возникает порыв помочь, чтобы издание жило. Но это в основном наши постоянные читатели, а не новые люди»
Общий же рост аудитории — плюс почти 1 млн пользователей за период с конца января по вторую неделю февраля — случился благодаря притоку новых читателей, которые до массовой волны арестов не интересовались судебной повесткой. «И это понятно: “Медиазона” — один из главных проектов, предоставляющих честную информацию о протесте, которая сейчас очень нужна людям», — говорит издатель проекта.
С 15 января на ежемесячную финансовую помощь «Медиазоне» подписалось более 2,5 тысячи человек — к 9 февраля количество жертвователей достигло 7812, в совокупности они «донатят» 3,8 млн рублей в месяц. Самый большой прирост пришелся на 3 февраля, когда Смирнова отправили под арест, — более 600 подписок почти на 380 тысяч рублей. Единоразовыми платежами в тот день прислали еще порядка 1,3 млн рублей, приводит цифры Верзилов.
Пик посещаемости сайт «Медиазоны» пережил 2 февраля — в первый день суда над Смирновым (тогда же Симоновский суд заменил Навальному условное наказание на 3,5 года колонии общего режима по делу «Ив Роше»): в тот день издание собрало почти 1 млн просмотров и 250 000 уникальных посетителей. Всего с 15 января — условной точки отсчета роста протестных настроений — сайт посетили 2,3 млн пользователей, обеспечив материалам 6,4 млн просмотров. «По просмотрам этот период сравним с началом лета и активным освещением ситуации с коронавирусом, которая давала огромный трафик всем СМИ», — констатирует Верзилов.
По его мнению, читатели и жертвователи проекта — это не только активные участники митингов и их близкие, а все сочувствующие протесту: «Выйти на митинг могут не все — кто-то по личным причинам, кто-то потому что живет в городе, где активных протестов нет. Но поддерживает движение против политического произвола очень большое количество людей, в разы больше тех, кого мы видим на улицах. Именно они и составляют основную базу наших читателей сегодня».
Пик на федеральной повестке
«Интерес к нам прямо пропорционально связан с усилением давления на общество и репрессивности режима», — говорит журналист Григорий Охотин, сооснователь проекта «ОВД-Инфо». Это подтверждает и статистика: за последние три недели в России было задержано больше 11 тысяч человек, а количество пользователей правового бота «ОВД-Инфо» выросло на 400% — до 170 тысяч.
«ОВД-Инфо» — это не только медиа, но и полноценный правовой проект, который предоставляет бесплатную юридическую помощь в боте и по телефону, оплачивает услуги адвокатов, помогает составлять жалобы в ЕСПЧ, публикует списки задержанных и отслеживает их статус.
Григорий Охотин
Сооснователь «ОВД-Инфо»
«Почти во всех наших материалах есть call to action — перечень действий, которые помогут защитить себя и других. Вы можете подписать петицию, стать волонтером наших партнерских проектов “Передачки” или поработать как “ОВД-Такси” и таким образом лично поучаствовать в ситуации»
«ОВД-Инфо» он основал вместе с программистом Даниилом Бейлинсоном в декабре 2011-го — после массовых задержаний участников митинга на Чистых прудах против фальсификации результатов выборов в Госдуму. Поначалу проект был «чисто волонтерским», но через год-полтора основатели увидели «запрос на то, чтобы превратить ресурс в постоянно действующий», и начали формировать постоянный штат на зарплатах. Но «ОВД-Инфо» — до сих пор прежде всего волонтерская история: «За это время нам помогли сотни волонтеров, а записались в их ряды — тысячи людей».
Не только медиа
«ОВД-Инфо» не единственная организация, которая оказывает юридическую помощь задержанным на несанкционированных митингах. Также их поддерживает «Апология протеста» — проект международной правозащитной группы «Агора», запущенный летом 2018 года.
В последние недели «Апология» тоже пережила всплеск внимания к себе: с 15 января база подписчиков Telegram-канала увеличилась более чем вдвое: с 18 500 до почти 40 500 человек. «Мы анализируем потребности нашей новой аудитории и стараемся писать не только судебные хроники, но и давать общие юридические советы, чтобы люди имели минимальный багаж знаний на случай задержания», — комментирует старший партнер проекта, адвокат Александр Передрук.
«Апология» ранее работала на собственные средства, а фандрайзинг запустила только за пару дней до акции 23 января. «Для нас это в новинку, пока тяжело сказать о результатах — не с чем сравнить. Как только пиковая нагрузка спадет, мы обязательно публично отчитаемся о проделанной работе», — говорит Передрук.
Предыдущими точками роста для проекта были приговоры по «Болотному делу» в 2014 году, протесты после выхода другого YouTube-хита ФБК «Он вам не Димон» в 2017-м и волнения в преддверии выборов в Мосгордуму-2019. Однако нынешняя волна уличных акций принесла «ОВД-Инфо» самый мощный прирост аудитории за все время работы: общее количество подписчиков в соцсетях с 20-х чисел января выросло в 3,5 раза.
«Рост аудитории серьезный, но не аномальный — он соответствует масштабу событий. В последнюю летнюю волну протестов проблемы затрагивали только Москву, сейчас — всю Россию. Выборы в Мосгордуму — тоже столичная повестка, а Навальный — федеральная», — рассуждает Охотин.
По его словам, в этот раз рост подписчиков «начался по мановению волшебной палочки» в момент приземления Навального в Москве 17 января. Пика эта кривая достигла 23 января — в день первого митинга, анонсированного штабом оппозиционного политика. Небольшой спад начался лишь в последние дни и, по прогнозам Охотина, будет плавно продолжаться: «Это нормально: у людей помимо новостей о репрессиях есть своя жизнь, работа, дети. Но любая социальная мобилизация приводит к притоку новых людей, часть из которых не уходит после завершения активной фазы протеста, а продолжает активно участвовать в жизни общества и, соответственно, следить за нашей повесткой».
Свою деятельность «ОВД-Инфо», как и «Медиазона» финансирует благодаря донатам. На сайте проекта ежемесячно публикуется отчет о расходовании средств. Так, например, за декабрь 2020 года на счет проекта поступило 7207 пожертвований на сумму 3,7 млн рублей, большая часть пошла на оплату правовой помощи и покрытие расходов проекта. Для сравнения, в июле 2019-го, на который пришелся пик протестной активности в Москве, «ОВД-Инфо» привлек 8272 доната на 8 млн рублей.
Сумму, поступившую за время нынешней волны протестов, команда пока не раскрывает: «Мы не можем сообщить только о том, сколько собрали, — донорам надо рассказывать, что мы сделали благодаря их поддержке. А это подсчитать в самый жаркий период работы крайне сложно». Но количество доноров значительно выросло. «Этот всплеск неизбежно спадет, а затем предстоят долгие месяцы очень больших трат, в том числе на юридическую помощь фигурантам уголовных дел, как это было с “московским делом” прошлым летом», — отмечает волонтер «ОВД-Инфо» Константин Фомин. Помимо правовой помощи в ОВД и судах, подачи жалоб в ЕСПЧ и адвокатскую защиту фигурантов уголовных дел, средства уходят на информационную работу — написание текстов, составление гайдов и карточек.
«Мы и подобные нам проекты — тот самый инструмент гражданского общества, который пытается оставить государство в рамках правового поля и дает конкретные инструменты для защиты себя, — заключает Охотин. — Благодаря нам и нашим коллегам в стране растет уровень солидарности, появляется хотя бы какое-то чувство защищенности и — это очень важно — формируется паттерн правового действия: люди начинают узнавать, что защищать себя можно и нужно, и понимают, как делать это правильно».
При участии Лады Шамардиной