Дата
Автор
Сергей Михайлов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

И все-таки санкции. ЕС и Россия как ненадежные партнеры


В понедельник 22 февраля состоялось совещание министров иностранных дел стран ЕС, на котором было принято принципиальное решение о расширении санкций против России. Как уточнил на пресс-конференции высокий представитель ЕС по международным делам Жозеп Боррель, имена и подробности будут объявлены в течение недели. Уже понятно, что предусматриваются персональные санкции против тех, кто непосредственно причастен к преследованию Алексея Навального. Согласно утечкам, публикуемым Bloomberg и Reuters, ограничения коснутся четверых руководителей силовых ведомств: председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, генерального прокурора Игоря Краснова, главы Росгвардии Виктора Золотова, директора ФСИН Александра Калашникова. Богатые люди из России, близкие к режиму Путина, не попали в список по юридическим основаниям, по словам Борреля. Впрочем, нужно дождаться окончательной редакции документа, чтобы в этом убедиться. На сегодня можно констатировать факт единодушного согласия всех 27 стран ЕС в том, что введение новых санкций против России – единственно возможная реакция на арест и осуждение Навального, насилие на акциях протеста, отказ выполнять решение ЕСПЧ (об освобождении Навального).

Очевидно, оппонентам режима Путина внутри России и в эмиграции эти меры кажутся слабыми. Нет и не будет недостатка в обвинениях в адрес Европы, представляющих ее трусливой и лицемерной. Между тем Брюссель разрабатывает санкции по рациональным, а не эмоциональным соображениям и, приняв принципиальное решение, руководствуется двумя главными критериями: политической легитимностью и юридической доказательностью.

У ЕС в целом и у каждой страны в отдельности есть внутренняя аудитория, которую необходимо убеждать в правильности и пропорциональности принимаемых решений. Европейский избиратель, узнав о санкциях против России, не должен подумать, будто они вводятся политической элитой без особой необходимости и как попало. Именно поэтому так важны резолюции Европарламента, пусть не носящие обязательного характера, и решение ЕСПЧ об освобождении Навального. Требования, исходящие от законодателей и судей, не могли быть беспочвенными, а исполнительная власть должна им следовать. Кадры и свидетельства жестокого разгона мирных демонстрантов в российских городах подтверждали несправедливость преследования Навального. Все это создало легитимные основания для санкций, которые выглядят в глазах европейцев разумной и взвешенной мерой, а не произвольной выдумкой. При этом санкции должны быть точечными и направленными против конкретных виновных.

Другое существенное условие разработки ограничений – их юридическая обоснованность. У тех, кто немного знаком с устройством российской власти, нет сомнений в том, что двоюродная племянница министра или прокурора, владеющая элитной недвижимостью на Лазурном берегу, заслуживает попадания в санкционный список. Но ее адвокаты во французском суде будут доказывать, что она акционер успешных предприятий и исправно платит налоги с заслуженных доходов. Установить аргументированную связь между процветающим бизнесом племянницы и высоким положением в иерархии путинского режима ее дяди французский судья вряд ли сможет. Более того, ответственность Усманова или Абрамовича за решение выездного суда в Химках или полицейское насилие на российских улицах для французского суда далеко не очевидна. Российские граждане в глазах европейской юстиции не поражены в правах, и их дела не предусматривают чрезвычайных процедур.

Важно понимать, что санкции вводятся сегодня не против режима Путина как такового, а в связи с конкретными обстоятельствами, за которые отвечают определенные люди. Именно они и должны попасть в список.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.