Дата
Автор
Евгений Верлин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В ожидании «глубинного силовика». Кто придет на смену милым коррупционерам путинской эпохи


Среди гипотетических сценариев смены власти и «генерального курса» в путинской России, выписываемых в последнее время разными авторами, я не обнаружил такого: перехвата власти самими силовиками, а точнее, их наиболее «ортодоксальной» и «голодной» частью. Той, что выступает за полное закручивание гаек, свертывание остатков свобод, арест остающихся на свободе оппозиционеров, закрытие интернета и всех независимых СМИ и т. д.

Я бы назвал их – с долей условности – «глубинными силовиками». Они – продукт долговременной отрицательной селекции, проводимой режимом в рядах силовых структур (как и в обществе в целом). Они «голодные», потому что примитивно жадные, потому что материальная сторона для них имеет безусловно приоритетное значение.

«Тоталитаризм у власти, – читаем в бессмертном труде Ханны Арендт “Истоки тоталитаризма”, – неизменно заменяет все первостепенные таланты, независимо от их симпатий, теми болванами и дураками, у которых само отсутствие умственных и творческих способностей служит лучшей гарантией их верности».

Меня спросят: а откуда термин «глубинные силовики»? «Глубинный народ, – читаем в эпохальной статье Владислава Суркова “Долгое государство Путина”, – всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать».

Поколенческий разрыв

Но раз есть «глубинный народ» (или, иными словами, «широкие народные массы»), значит есть и «глубинные силовики». Они же ведь из народа – «глубинного», так сказать – происходят. Тем более, что (цитирую далее того же Суркова) «высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими» (выделено мною). И функции эти, замечает Сурков, «традиционно не прячут, а наоборот, демонстрируют, поскольку Россией никогда не правили купцы».

А вот здесь-то возникает явная дихотомия.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.