Прокурор АР Крым: «Присвоение Россией украинских земельных участков на полуострове — военное преступление»

Произошло грубое нарушение норм международного монетарного права и международного права вооруженных конфликтов. 4-я Женевская конвенция, которая регулирует правила поведения воюющих сторон с гражданским населением и правила поведения на оккупированной территории государств-оккупантов, запрещает присваивать публичное или частное имущество. Российская Федерация это делает. Путин давно пытается реализовать свою политику выдавливания всего украинского из Крыма путем уголовных преследований. Этот указ — тоже часть политики выдавливания украинцев и всего украинского. Российская Федерация, игнорируя требования международного гуманитарного права, намерена изымать земельные участки у лиц без гражданства, что является военным преступлением. Это серьезное нарушение норм международного уголовного права.
На сегодняшний день в Крыму остается не одна тысяча человек, владеющих землей и не являющихся гражданами РФ.
У нас уже есть уголовное производство, которое касается нарушения прав собственности в Крыму страной-оккупантом. Оно возбуждено по статье 438 Уголовного кодекса Украины, которая говорит о нарушении обычаев и правил войны. Поскольку в Крыму идет вооруженный конфликт, до тех пор, пока там будет российская армия, все действия страны-оккупанта, оккупационной администрации РФ в Крыму мы квалифицируем как военное преступление и нарушение законов и обычаев войны.
В рамках этого производства будут фиксироваться факты присвоения Российской Федерацией частного имущества, в том числе земельных участков. Этим действиям будет дана оценка. Мы идем в двух направлениях. Первое — это национальный уголовный механизм, где мы заводим уголовное производство, устанавливаем лиц и в порядке специального досудебного расследования изучаем эти преступления, направляем дело в суд, получаем заочный приговор. Второе направление — международное. Информацию, которую мы собираем в рамках наших уголовных производств, мы передаем в офис прокурора Международного уголовного суда. Если земельные участки действительно будут изыматься, эта информация пойдет как дополнение к тем фактам, которые уже приняты Международным уголовным судом.
Экономические инструменты воздействия на Россию в данном случае действовать не будут, поскольку физически земельные участки никто из собственности РФ не заберет. Наша задача — сделать так, чтобы информация о том, что эти земельные участки были незаконно присвоены страной-оккупантом, оставалась в Международном уголовном суде и после деоккупации полуострова они были возвращены в собственность законным владельцам.
Россия оставляет возможность сохранить землю, если граждане Украины получат российское гражданство. И это тоже часть политики РФ по изменению демографической ситуации в Крыму — убрать из Крыма украинское и проукраинское население и на их место заселить россиян или сделать украинцев россиянами. Отсюда уголовные преследования, которые вынуждают людей бежать из Крыма. Остальных задерживают и отправляют в тюрьмы. Закрытие украинских школ и церквей — все это часть единой политики Российской Федерации, которая направлена на то, чтобы в Крыму не осталось никаких воспоминаний об Украине.