Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Закрытие Суэцкого канала способно помешать поставкам российского СПГ

Закрытие Суэцкого канала подрывает всю мировую торговлю и уже стало заметным для отдельных товаров, в том числе российского сжиженного природного газа.

Что происходит

Закупоривший канал 23 марта гигантский контейнеровоз Ever Given не удалось снять с грунта в четверг во время высокого прилива. Специалисты уверенно говорят, что освободить судно возможно только с разгрузкой, а это значит, что операция займет минимум две недели.

Операторы судов уже начали перенаправлять их длинным путем вокруг Африки, пишет Bloomberg. Посреди Атлантики изменили маршрут два газовоза из США, идущие в Азию, изменить маршруты контейнеровозов собираются крупнейшие контейнерные линии Moller-Maersk и Hapag-Lloyd.

Танкерный фрахт на неделе подорожал примерно вдвое — по данным Reuters, доставка светлых нефтепродуктов из Туапсе на юг Франции подорожала с $1,49 за баррель 22 марта до $2,58 25 марта, хотя этот маршрут даже не проходит через канал. Доставка 40-футового контейнера из Китая в Европу сейчас стоит около $8 тысяч, что вчетверо больше, чем год назад.

Кто пострадает больше

Самые серьезные последствия ожидают наименее диверсифицированный по маршрутам рынок СПГ: по подсчетам Rystad Energy, двухнедельная блокада временно лишит Европу 1 млн т СПГ на 10 газовозах, в основном направляющихся из Катара.

«Коммерсант» указывает, что на входе в канал встали три газовоза ледового класса, обслуживающих СПГ-проект российского «Новатэка» — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River, и не исключает роста спотовых цен на газ. «Но масштаб роста цен будет ограничен — спрос на газ сейчас снижается, так как отопительный сезон в Северном полушарии подходит к концу», — сказал изданию Дмитрий Маринченко из Fitch.

Закупорка канала лишает мировую экономику потока нефти примерно в 2 млн б/с, что составляет около 2% потребления, но до 5% мировых танкерных перевозок, отмечает Bloomberg. Для российских компаний последствия пока не слишком велики: стоимость застрявшей российской нефти оценивалась в $160 млн. «Коммерсант» пишет, что на подходе к каналу четыре танкера с каспийской нефтью (преимущественно казахстанской), отгруженной через Новороссийск.

Самыми тяжелыми последствиями отраслям от автопрома до ритейла грозят не пробки из танкеров на входах в канал, а нарушение ритмичности контейнерных перевозок, учитывая, что многие современные предприятия работают с минимальными складскими запасами, предостерегает Bloomberg. Caterpillar уже изучает возможность отправки критических комплектующих авиатранспортом. Маршрут вокруг Африки означает задержку груза на маршруте Китай—Европа в 10–14 дней, и что с этим делать предприятиям, ориентированным на массовые поставки, пока решительно непонятно.

Очевидно, что эхо происходящего будет ощущаться месяцами, а проблемы — нарастать с каждым днем простоя канала. Точных оценок потерь от перекрытия Суэца пока нет, но Lloyd’s List по стоимости товаров посчитал, что оно обходится мировой торговле в $400 млн в час.