Дата
Автор
Ольга Проскурнина
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Как насчет компании ЮКОС, которую уничтожило российское государство?» История юриста Василия Алексаняна на ярмарке non/fiction


Сегодня на 22-й ярмарке Non/Fiction в Гостином дворе состоится презентация книги судебного обозревателя «Новой газеты» Веры Челищевой «Как меня убивали. История юриста “Юкоса” Василия Алексаняна». Автор книги с 2007 года следила за судебными процессами по избранию меры пресечения Алексаняну, а также за вторым процессом над основателями компании Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. С любезного разрешения Веры «Деньги» публикуют два отрывка из книги, опубликованной издательским домом «Новой газеты» (с небольшими сокращениями для удобства чтения). Первый – о том, как директор НИИ гематологии Андрей Воробьев тайно боролся за жизнь Алексаняна и других заключенных. А второй – о том, как связаны между собой трагическая смерть бывшего юриста «Юкоса» и коррупционный скандал вокруг имущества его друга юности Игоря Шувалова.

Академик Воробьев. Врач, который спасал.

«Вы меня слышите? Так вот. В декабре 1934-го после убийства Кирова мой отец на партсобрании сказал, что сомневается в причастности Зиновьева к этому преступлению. На следующий день его исключили из партии и отправили в Алма-Ату заведовать кафедрой физиологии. Ну да. А мама осталась со мной и сестрой в Москве. Мама работала научным сотрудником в Институте биологии. Отец не велел ехать с ним. И его там вскоре арестовали, привезли в Москву, где состоялось заседание Военной коллегии Верховного суда. Приговорили к расстрелу, и в тот же день привели приговор в исполнение.

Маму арестовали в день папиного расстрела. Хоть диссертацию дали дописать… Вам интересно? Она буквально накануне закончила диссертацию по эндокринологии рака и связи желез внутренней секреции с опухолевым ростом – первое в мире исследование по этой теме. Два года, пока шло следствие, она просидела в одиночной камере на Лубянке и в Бутырке. Ей было 38 лет. Началась цинга, выпали зубы, она уже умирала от сердечной недостаточности… Как ни парадоксально, но от смерти она спаслась благодаря лагерю. Ей присудили 10 лет и отправили на Колыму. Туда мама добиралась в одном вагоне товарного эшелона с Евгенией Гинзбург. Там было несколько жен “врагов народа”, включая маму и Гинзбург. Слышали, наверное, такую? Ну да. Мама Василия Аксенова, которая в 60-х написала книгу “Крутой маршрут”. Там она описывает и этот свой путь на Колыму в вагоне с остальными женами изменников родины. Вам интересно?»

Да, мне все было интересно, господи! А он все переспрашивал. Он – врач от Бога. Человек-скала. Замечательный. Чудный. Добрый. Пробивной. Ученый, академик РАН и РАМН, профессор, доктор медицинских наук, директор НИИ гематологии и интенсивной терапии, специалист в области фундаментальных и клинических проблем онкогематологии, в прошлом – депутат Съезда народных депутатов СССР Андрей Иванович Воробьев. Чернобыль, Армения, «Норд-Ост», Беслан… – где он только не лечил и не спасал.

Мы разговаривали по стационарному телефону. На дворе стоял июнь 2008 года. А я даже не догадывалась тогда, что в тот момент академик Воробьев «ведет» (лечит и зорко следит за судьбой) Василия Алексаняна у себя в Гематологическом центре РАМН. Я вообще тогда не знала, что Воробьев в принципе всегда сверх профессионального врачебного долга пытается помочь заключенным больным – невинно преследуемым и осужденным – экономическим, политическим, разным.

В тот год Воробьев очень оперативно возьмется за лечение Алексаняна – как только адвокат Елена Львова появится на пороге его кабинета, скажет: «Быстро его ко мне!» К тому моменту у Алексаняна из-за низкой вирусной нагрузки и слабого иммунитета на фоне отсутствия терапии будут обнаружены Т-клеточная лимфома, язва желудка и туберкулез. Все это входило в утвержденный Правительством РФ «Перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей». И что? Как вы догадываетесь, ничего. Ни следствие, ни суды (Басманный, Мосгорсуд и Верховный) более полутора лет не видели причин для освобождения Алексаняна и его перевода в специализированный стационар, где бы он мог получать антивирусную терапию. Уверена: если бы не эти действия судей и следователей, Василий прожил бы дольше. Ведь если лечить, человек с ВИЧ-статусом может жить десятилетиями.

Вместе с коллегами Воробьев пытался сделать все, что было в его силах, – продлить Василию жизнь. Успеть наверстать то, что было упущено. А это оказалось нереально. Это словно гнаться за уже набравшим приличную скорость поездом. Алексанян провел под стражей почти 3 года. Из этих трех почти 2 года – в условиях СИЗО, остальное время – под конвоем в больнице. Именно в СИЗО ему не давали жизненно важную терапию. Без нее стремительно развиваются другие болезни, а ВИЧ переходит в последнюю стадию – СПИД. Что и произойдет с Василием. И, увы, происходило, происходит и будет происходить с другими заключенными, пока тюремная медицина у нас в стране подчинена Федеральной службе исполнения наказаний, а не Министерству здравоохранения. Именно Воробьев в свое время добивался передачи ее Минздраву.

Вообще в случае с этим необычным академиком у государства был шанс стать цивилизованной страной, но государство этим шансом не воспользовалось.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.