Россия наращивает войска у границ Украины
США подозревают, что Путин испытывает Байдена, а в Кремле говорят о стандартных «перемещениях»
О новом серьезном обострении ситуации в Донбассе активно заговорили 26 марта, когда в районе украинского поселка Шумы погибли четверо военнослужащих Вооруженных сил Украины и еще двое были ранены. Киев заявил, что они были убиты в результате минометного обстрела вооруженными формированиями Донецкой народной республики. В Донецке опровергли свою причастность к обстрелу и заявили, что украинские военные подорвались на мине.
Однако это был уже не первый признак нового нарастания напряженности в регионе, отмечает The New York Times: в последние недели европейские наблюдатели заметили у формирований ДНР новое вооружение, а обмен артиллерийским и пулеметным огнем через 400-километровую линию разграничения в Донецкой области теперь длится большую часть дня, пишет издание.
«К сожалению, с начала 2021 года мы наблюдаем рост эскалации, — подтвердил 26 марта президент Украины Владимир Зеленский — То, что так трудно и по крупицам восстанавливалось почти год, может быть разрушено в секунду. Обострение ситуации особенно заметно на фоне первых месяцев режима прекращения огня».
Спустя три дня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил рост напряженности в регионе, но переложил ответственность за него на Украину, заявив, что «украинцы абсолютно отказываются от идеи какого-либо диалога с ними». Владимир Путин высказался о ситуации в ДНР за полтора месяца до нового обострения конфликта, в середине февраля пообещав в эфире телеканала «Россия 24», что «Донбасс мы не бросим. Несмотря ни на что».
30 марта главнокомандующий вооруженными силами Украины Руслан Хомчак заявил, что Россия наращивает войска вблизи государственной границы Украины на севере, на востоке, на юге, а также «на временно оккупированных территориях Украины и Автономной Республики Крым». По его данным, речь идет о 28 российских батальонных тактических группах. Хомчак добавил, что Россия наращивает войска под видом учений, и на границах Украины ожидается дополнительное сосредоточение еще 25 батальонных групп. Верховная Рада Украины, на заседании которой выступал Хомчак, ответила заявлением, в котором констатировала начало новой «эскалации конфликта» и потребовала прекратить «вооруженные провокации со стороны вооруженных формирований Российской Федерации».
В середине марта министерство обороны России действительно объявило о начале ряда учений вблизи границ Украины. 11 марта начались недельные двусторонние командно-штабные учения «с соединениями общевойсковой армии, дислоцированной на территории Смоленской, Воронежской, Курской, Белгородской, Брянской и Московской областей», сообщала пресс-служба Западного военного округа. А в Крыму 18–19 марта были анонсированы учения с высадкой парашютного, морского и вертолетного десантов с участием 2000 военнослужащих и 500 единиц техники (ради учений даже ненадолго перекрыли Крымский мост). На территории Южного военного округа на полигоне Капустин Яр до середины апреля проходят учения ПВО с боевыми стрельбами комплексов «Тор-М2» и «Бук-М2».
Американские военные ожидали, что российские войска покинут приграничные районы после завершения военных учений 23 марта, однако, по их данным, там по прежнему находятся около 4 тысяч российских военных, пишет NYT. В ответ на это — а также на обострение ситуации на Донбассе — генерал Тод Д. Уолтерс, глава европейского командования США, повысил статус готовности американских сил на европейских военных базах с категории «возможный кризис» до категории «потенциально неизбежный кризис».
Официальный представитель минобороны США сказал CBS News, что расположение и типы российских военных подразделений, замеченных у украинских границ, не совпадают с теми, которые министерство обороны России официально определило для проведения учений.
При этом в Вашингтоне не понимают, чего своими действиями добивается Россия и чего от нее ждать, продолжает NYT: «Некоторые официальные лица полагают, что Россия по большей части занимается бряцанием оружием и не желает возобновлять войну. Другие обеспокоены сильнее, полагая, что намерения господина Путина неясны, и что это операция, направленная на испытание нового президента [США Джо Байдена], которая может быстро перерасти в нечто более зловещее».
1 апреля представитель Пентагона официально подтвердил, что председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США Марк Милли обсудил происходящее по телефону с начальником Генштаба России Валерием Герасимовым, а также с украинским главнокомандующим Русланом Хомчаком. США попытались получить от России «немного больше ясности относительно того, что именно происходит». Насколько Пентагону это удалось, не уточняется.
В тот же день Дмитрий Песков, отвечая на вопрос украинского издания УНИАН о наращивании российского военного присутствия на границах с Украиной, заявил, что «Российская Федерация перемещает вооруженные силы в пределах своей территории по своему усмотрению».
«Это не должно никого беспокоить, это ни для кого не представляет никакой угрозы. Российская Федерация предпринимает необходимые меры для обеспечения безопасности своих рубежей, — добавил представитель Кремля. — Вы знаете, что по периметру рубежей России идет повышенная активность вооруженных сил стран НАТО, других объединений, отдельных стран и так далее и тому подобное. Это все обязывает нас к тому, чтобы быть начеку».
Что касается обострения конфликта в Донбассе, то Песков в очередной раз повторил, что российские войска «никогда не принимали в нем участия и не принимают». Но при этом в Кремле не хотели бы, чтобы в результате «провокационных действий вооруженных сил Украины» война в регионе «снова воспламенилась», добавил Песков.
Обновлено. Владимир Зеленский прокомментировал наращивание присутствия российских войск у границы Украины: «Игра мускулами в формате военных учений и возможные провокации вдоль границы — это традиционное дело России. Таким образом она пытается создавать атмосферу угрозы и одновременно — давления во время переговоров о прекращении огня».
Петр Лохов