До лучших вакцин. Что мы знаем про российские альтернативы «Спутника V»

«ЭпиВакКорона»
Об «ЭпиВакКороне» от новосибирского НПО «Вектор» до недавнего времени не было известно практически ничего, кроме общего принципа устройства — даже к моменту регистрации 13 октября 2020 года. Это пептидная вакцина, то есть она содержит фрагменты S-белка коронавируса. По заявлению разработчиков, она стопроцентно иммуногенна. При этом анализ патента (один из соавторов которого — глава Роспотребнадзора Анна Попова), проведенный молекулярным биологом Ольгой Матвеевой из университета Юты, показал, что способность пептидов «Вектора» инициировать иммунный ответ у людей вызывает много вопросов.
Участники исследования «ЭпиВакКороны» не обнаруживали у себя антител, если сдавали тест в коммерческих лабораториях. На это «Вектор» и его головная организация Роспотребнадзор сначала отвечали, что антитела обнаруживаются только специальной тест-системой производства самого «Вектора». Вследствие общественного давления тест-система появилась в свободном доступе, однако даже этим тестом антитела определялись не у всех участников исследования. Однако и коммерческие тесты, и система «Вектора» определяют связывающие антитела (они связываются с вирусом, но необязательно нейтрализуют его), и у участников исследования возник вопрос: может быть всё-таки у них образуются нейтрализующие антитела, которые препятствуют входу вируса в клетку, а имеющимися тестами при этом не ловятся?
Участники исследования фазы 3 организовали свой анализ уровня нейтрализующих антител, для чего отправили заслепленные образцы сыворотки в независимую лабораторию вместе с контрольными образцами людей, вакцинированных «Спутником V» и переболевших коронавирусом, и обнаружили, что ни у одного из вакцинированных «ЭпиВакКороной» сыворотка не нейтрализовала вход вируса в клетку, в отличие от контрольных образцов. Иными словами, эти люди (более 60) не были защищены от коронавирусной инфекции.
Наконец, 25 марта была опубликована статья о результатах исследования фазы 1–2. Роспотребнадзор 10 февраля заявлял, что «обнародование результатов в русскоязычных научных изданиях до выхода соответствующих международных публикаций не представляется целесообразным в силу их эксклюзивности и значимости для широкого круга потенциально заинтересованных лиц». Но в итоге статья почему-то появилась в журнале «Инфекция и иммунитет» (с довольно низким рейтингом), который издается Санкт-Петербургским НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера, подведомственным… тому же Роспотребнадзору!
В статье оказалось много странностей, в частности, не описан тест, которым определялись антитела, в группе плацебо также обнаруживаются нейтрализующие антитела, а контрольная группа в виде переболевших отсутствует. Добавим, что вакцина в 1–2 фазе исследовалась на относительно молодых (медианный возраст не превышал 37 лет, максимальный — 59) и здоровых добровольцах. Пока нет данных о безопасности у лиц пожилого возраста и с сопутствующими заболеваниями.
Завершено пострегистрационное исследование на 150 добровольцах старше 60 лет, идет исследование протективной эффективности на 3000 добровольцах. Правда, еще в ноябре 2020 года планировалось провести исследование на 40 000 человек. Весьма сомнительно, что 3000 человек — достаточное число, чтобы продемонстрировать эффективность вакцины. Тем не менее широкое применение «ЭпиВакКороны» уже началось, 1 апреля в правительстве заявили, что начались поставки в регионы.
«КовиВак»
Про «КовиВак» от Центра имени Чумакова также известно немного — это цельновирионная вакцина, и, по утверждению разработчиков, безопасная. Вакцины такого типа, в отличие от «Спутника V» и «ЭпиВакКороны», известны давно и входят в национальный календарь прививок. Однако аналогичная вакцина CoronaVac китайской компании Sinovac показала всего лишь 50% эффективности в исследовании на 12 000 человек в Бразилии. Это лучше, чем ничего, но уступает другим вакцинам, прошедшим третью фазу, и лишний раз демонстрирует, что иммуногенность в маленьком исследовании — не гарантия защитной эффективности.
Вакцина «КовиВак» уже зарегистрирована. Как и всегда, экспертное заключение Минздрава, на основании которого была выдана регистрация, не опубликовано на его сайте в нарушение закона 61-ФЗ ст. 37, поэтому никакие подробности нам не известны. Третью фазу планируется провести на 3000 человек.
«Спутник Лайт»
«Спутник Лайт» — это первый компонент «Спутника V» в той же дозировке, то есть вакцина представляет собой аденовирусный вектор на основе Ad26, несущий ген S-белка коронавируса. На чем основаны утверждения разработчиков, что он будет давать защиту в 85% или длительность эффекта в 3–4 месяца, неясно, ведь такие утверждения можно делать только после того, как проведено клиническое исследование по изучению защиты и длительности.
С другой стороны, зачем проводили исследование второй фазы «Спутник Лайт», тоже не очень понятно, ведь безопасность и иммуногенность первой дозы «Спутника» ранее изучались в исследовании 1–2 фазы. Досье на «Спутник Лайт» принято Минздравом для выдачи разрешения на регистрацию, которое, несомненно, скоро будет получено. Тем временем началась фаза 3 на 6000 человек в России и ОАЭ. Так же, как для остальных российских вакцин, протокол этого исследования — тайна за семью печатями (в отличие от вакцин Pfizer, Moderna, AstraZeneca, Novavax, J&J, для которых протоколы третьих фаз были опубликованы еще осенью 2020 года). Опять же, 6000 человек, скорее всего, недостаточная выборка, чтобы надежно установить степень защиты вакцины.
«Спутник Лайт» — аналог вакцины Johnson&Johnson. Различия заключаются в деталях конструкции вектора, последовательности S-белка и в дозировке: у J&J она составляет 0,5×1011 единиц вектора на дозу, а у «Спутника Лайт» — 1,0±0,5×1011, то есть она может быть такой же, как у J&J, а может быть в три раза выше — видимо, кому как повезёт.
Эффективность вакцины J&J в предотвращении COVID-19 средней тяжести и тяжелого оказалась около 64–72%, только тяжелого — 85%. Есть осторожные основания утверждать, что эффективность вакцины растет со временем: после двух месяцев она выросла на 5%, но пока данных мало. Эффективность в предотвращении госпитализации начиная с 28 дней после укола достигает 100%, как и в отношении смертности. Реактогенность по сравнению с другими вакцинами невысокая: самое частое нежелательное явление — слабость — наблюдалось у 38% пациентов.
Почему так медленно?
Самое странное в ситуации с вакцинацией в России то, что зарегистрировано три вакцины, четвертая на подходе, массовая вакцинация началась с декабря (раньше, чем в США, Великобритании, Израиле, ОАЭ), а полностью привито около 3% населения, что очень мало по сравнению с лидерами. Причин, судя по всему, две: недостаточные темпы производства «Спутника V» и нежелание населения вакцинироваться. Между тем до достижения коллективного иммунитета по-прежнему далеко, да и новые варианты вируса грозят полноценной третьей волной — по одному из сценариев заболевать будут и переболевшие, и вакцинированные. Но, возможно, легче, чем люди без иммунитета к коронавирусу.