Что будут делить Сбербанк и Mail.Ru, русский глава Waymo и потери Qiwi
Сбербанк и Mail.Ru разводятся: что они накопили за полтора года совместного бизнеса
Развод Сбербанка с Mail.Ru Group и раздел их совместных активов — «Ситимобил», Delivery Club и других — перешел из стадии разговоров в стадию действий: на этой неделе FT сообщила, что стороны обратились в Кремль за соответствующим разрешением (Кремль это, конечно, отрицает). Партнеры до такой степени не могут договориться о стратегии развития совместных активов, что «уже по большому счету больше не разговаривают». Но теперь им предстоит обсуждать, как делить активы.
С чего все началось
Сбербанк и Mail.Ru Group создали совместное предприятие «О2О Холдинг» летом 2019 года. Новая компания должна была стать ключевой частью экосистемы «Сбера», а ее стоимость партнеры оценивали в 100 млрд рублей.
О серьезных разногласиях между Сбербанком и Mail.Ru впервые стало известно уже осенью 2020 года. Источники FT уже тогда допускали возможность развода и говорили, что стороны обсудили такую возможность — но конкретных шагов к разделу активов еще не предпринимали.
Но, судя по всему, напряжение между партнерами возникло еще раньше: еще прошлой весной «Сбер» и Mail.Ru разошлись во мнениях в вопросах о «контроле [над СП] и платежных услугах», писал на этой неделе Reuters со ссылкой на источники. Отношения между партнерами накалялись постепенно. Осенью источник The Bell, знакомый с ситуацией, говорил о «некоторой напряженности», связанной со структурой СП, в котором у них одинаковые доли — по 45%, но каждая из сторон считает себя более компетентной в своей сфере.
Источники FT в прошлом году называли конкретным предметом разногласий вопрос о том, что должно стать основой для общей экосистемы: Mail.Ru настаивала на крупнейшей в России соцсети «ВКонтакте», «Сбер» — на своих финансовых сервисах. Но Mail.Ru не хотела терять отношения с другими платежными системами и становиться зависимой только от Сбербанка.
К зиме стало понятно, что жить дальше в условиях таких разногласий уже не получится. Один из характерных эпизодов обострения отношений описывает Reuters: представитель «Сбера» на совете директоров Mail.Ru Group попытался заблокировать выплату бонусов топ-менеджменту IT-компании. Двое источников издания подтвердили, что зампред банка Лев Хасис голосовал против этого.
Что будут делить
Когда Сбербанк и Mail.Ru Group в июле 2019 года создали свое СП, «Сбер» уже вовсю готовился к разводу с другим партнером — «Яндексом», с которым не смог договориться об управлении СП в «Яндекс.Маркете». Там у каждой из сторон было по 45% акций и 10% было для менеджмента. Но уже очевидный на тот момент негативный опыт не помешал «Сберу» и Mail.Ru точно так же структурировать новое СП — 45%/45%/10%.
Основой новой компании стали сервисы Mail.Ru — доставка еды Delivery Club и такси «Ситимобил». Сбербанк внес в компанию свои профильные активы — Sberfood, «Сбермаркет» и другие, а остальную часть своей доли должен был оплатить деньгами.
При создании СП партнеры вложили в него 71 млрд рублей, из которых 50,5 млрд пришлись на долю «Сбера». В ноябре 2020 года они должны были доплатить в СП еще 17,6 млрд рублей (из них 13 млрд рублей — «Сбер»). Но только при условии выполнения KPI. О том, как они выполняются, официально не объявлялось — как и о том, что второй транш был осуществлен. Зато в августе 2020 года стороны вложили в компанию 12 млрд рублей уже на паритетных началах — и «Сбер» отдельно обращал на это внимание в своем пресс-релизе и подчеркивал, что этот платеж «не влияет на платежи по первоначальным активам СП, зависящие от ключевых KPI».
По итогам 2020 года планово-убыточный «О2О-холдинг» получил чистый убыток 37,6 млрд рублей и потянул за собой всю экосистему Сбербанка — его нефинансовые сервисы банка по итогам 2020 года получили отрицательную EBITDA, минус 11,9 млрд рублей. Главному конкуренту СП, «Яндексу», сегмент «Такси», в который входит и доставка еды, в 2020 году принес 3,4 млрд рублей EBITDA.
Раздел активов компаниям предстоит непростой. В совместное предприятие «О2О Холдинг» входит множество разноплановых компаний. Только крупнейшие из них:
- агрегатор такси «Ситимобил»;
- доставка готовой еды Delivery Club;
- экспресс-доставка продуктов «Самокат»;
- сервис dark kitchen «Кухня на районе»;
- сервис для бронирования столиков в кафе SberFood;
- автоматы с едой DC Daily;
- каршеринг YouDrive;
- карты 2ГИС.
Самые большие активы — Delivery Club и «Ситимобил» — исторически принадлежала Mail.Ru Group. Первый Mail.Ru в 2016 году купил за $100 млн у немецкой Foodpanda, второй — в 2018-м вместе с «Мегафоном» за $35 млн.
Про еду:
- Delivery Club — старейший сервис онлайн-доставки еды на российском рынке. Он был основан в 2009 году предпринимателями Левоном Оганесяном и Анной Шкириной, пережил несколько поколений инвесторов и в 2014 году был продан немецкому сервису Foodpanda. Тот, в свою очередь, перепродал его Mail.Ru за $100 млн. К 2018 году у Delivery было безоговорочное лидерство на своем рынке с долей 80% по оценке UBS. Только в том же году «Яндекс» создал аналогичный сервис «Яндекс.Еда» на базе купленного у его основателей стартапа Foodfox. С этого момента две компании начали соревнование, в котором «Яндекс» был в догоняющей позиции.
- Но разрыв с самого начала был не таким большим. Уже по итогам 2018 года аналитики оценивали выручку «Яндекс.Еды» в 1,3 млрд рублей, Delivery Club — в 1,9 млрд. Доля рынка Delivery за год упала до 44%, приводил Forbes подсчеты аналитиков. Ко второму кварталу 2019 года сервисы практически сравнялись в выручке: за квартал Delivery заработал 865 млн рублей, «Яндекс.Еда» — 776 млн рублей.
- В 2020 году выручка Delivery Club выросла в 2,3 раза и составила 10 млрд рублей. Сравнить его напрямую с «Яндекс.Едой» невозможно — «Яндекс» не раскрывает результаты сервиса отдельно. Аналитики оценивали выручку сервиса за 2020 год в 7,7 млрд рублей. В ноябре 2020 года «РБК Исследования рынка» оценивали долю Delivery в 17,6%, «Еды» — в 10,1%
- «Яндекс.Еда» и Delivery идут в ногу, у них похожая рыночная доля, такая же ситуация и у «Самоката» и «Лавки», говорят аналитики. При этом если «Еда» показала прибыль в третьем квартале прошлого года, то Delivery при хорошем росте за счет инвестиций пока еще остается убыточным, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.
Про такси:
- Если на рынке доставки еды «Яндекс» все еще остается догоняющим, то на рынке такси компания — бесспорный лидер с большим отрывом. Сервис вышел на рынок почти 10 лет назад, скупил несколько конкурентов и связанных с такси IT-сервисов, обыграл и поглотил российский Uber и едва не провел IPO по оценке $7,3–8,5 млрд (осенью 2020 года эти планы были заморожены).
- «Ситимобил» появился на два года раньше «Яндекс.Такси», но быстро расти стал только в 2018-м, когда получил инвестиции Mail.Ru Group и «Мегафона». Контрольный пакет акций новые инвесторы получили только в 2019-м, когда сервис попал в СП со «Сбером».
- «Яндекс.Такси» с большим отрывом лидирует по доле рынка в Москве и Санкт-Петербурге: его доля в столице к концу 2020 года превысила 70%, а на всем российском рынке может приближаться к 40–50%, считают аналитики. Сейчас его доля превышает 30%.
- Доля «Ситимобила» на московском рынке в ноябре 2020 года, по данным департамента транспорта столицы, составляла 20,2%.
Остальное:
- Большую часть остальных активов «О2О Холдинга» аналитики всерьез не рассматривают и о том, кому они при возможном разводе достанутся, особенно не задумываются.
- Сервис dark kitchen (доставка еды без офлайновых ресторанов) «Кухня на районе» партнеры купили уже после создания СП. Его выручка в 2020 году составила 2,6 млрд рублей — четверть Delivery Club.
- Каршеринг YouDrive пока сильно отстает от конкурентов в Москве: если у «Яндекс. Драйва» количество активных пользователей составляет примерно 1 млн, то у YouDrive — около 100 тысяч. По числу поездок разрыв тоже большой: 55 тысяч в сутки против 3,5 тысяч. Зато по стоимости суточных тарифов YouDrive бесспорный лидер и один из первых по средней стоимости минуты аренды.
- Пока что убытки «О2О Холдинга» растут быстрее выручки, следует из отчетности «Сбера» по их нефинансовым бизнесам.
Что дальше
Развод был бы понятным исходом для сложившейся ситуации, полагают опрошенные The Bell аналитики. На определенном этапе поиск партнера для экосистемы Mail.Ru был логичным — это позволяло ей развиваться без финансовых вливаний самого интернет-холдинга. «Но, наверное, этот подход себя постепенно изживает и возникают новые вопросы: какой смысл в СП, в которое нужно вливать деньги, но на которое компания не может повлиять?» — говорит аналитик крупного банка.
Если СП Сбербанка с Mail.Ru будет ждать та же участь, что и с «Яндексом», рынок будет не очень удивлен, признают опрошенные The Bell эксперты. «Уже был прецедент, он был объяснен и понятен: у каждого из участников СП были свои интересы, компании не могли договориться. Здесь ситуация похожая», — рассуждает старший аналитик BCS Global Markets Елена Царева. Сам банк на дне стратегии в конце прошлого года провел работу над ошибками, напоминает она: «Сбер» и объявил, что теперь изменит способ развития нефинансовых сервисов и будет придерживаться глубокой интеграции в экосистему — примерно так, как с маркетплейсом Goods.ru, в котором «Сбер» купил 85% акций.
Кто выиграет, а кто проиграет, будет сильно зависеть от того, как Сбербанк и Mail.Ru Group разделят активы. Пока единственный возможный сценарий, ставший публичным, такой: «Сберу» достанется «Ситимобил», a Mail.Ru — компании, связанные с едой и доставкой, писал Forbes.
Сейчас СП находится на ранней стадии развития и постоянно требует дополнительного финансирования, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала»: «И хотя в нем есть некоторое улучшение экономики, за счет того, что сервисы сильно расширяются, бизнес остается убыточным, и так останется и в 2021 году».
Фудтех — самый успешный бизнес СП, единогласно признают аналитики. А вот в такси ситуация совсем другая: рыночная доля «Ситимобила» слишком сильно уступает «Яндекс.Такси», который, как отмечает Беспалов из «ВТБ Капитала», получает лучшую экономику за счет масштаба. Возможно, один из вопросов в том, сколько стоит инвестировать в расширение бизнеса и увеличение рыночной доли и на каком этапе фокус должен сместиться в сторону экономии затрат и улучшения показателей рентабельности, объясняет аналитик Газпромбанка Анна Куприянова: «Допускаю, что по этому вопросу у партнеров взгляды могут расходиться».
Рынок такси — более зрелый, а рынок еды растет очень быстро, и у него все еще остается огромный потенциал по переходу из офлайна в онлайн, говорит Беспалов из «ВТБ Капитала». Развод партнеров мог бы увеличить рыночную стоимость этих активов, уверена Куприянова из Газпромбанка: сейчас стоимость активов СП дисконтируется из-за наличия двух сильных партнеров и отсутствия у рынка понимания относительно процесса управления ими. Из-за этого они оцениваются дешевле, чем, например, аналогичные бизнесы «Яндекса», говорит она.
«Партнеры будут бороться в первую очередь за активы в фудтех», — уверена Куприянова из Газпромбанка. «Одним из вариантов, на мой взгляд, мог бы стать сценарий, при котором Delivery Club отошел Mail.Ru, а “Самокат” — Сбербанку. Тогда Mail.Ru мог бы развивать экспресс-доставку на базе Delivery», — считает она.
Любой сценарий раздела активов не будет слишком плохим для Mail.Ru, считает аналитик крупного банка. Иметь СП, которое постоянно требует денег и на которое вы не можете повлиять, — это может быть гораздо хуже, чем его потеря, поясняет он.
Для Сбербанка любой исход будет не таким значительным, считает Царева из БКС. У всех нефинансовых бизнесов «Сбера» пока очень скромные результаты, особенно если говорить о выручке или прибыли. Даже когда банк говорит о 5% выручки от нефинансовых бизнесов через два года, в масштабах бизнеса это незначительно. Для «Сбера» не должно быть большой проблемой воссоздать бизнес по доставке еды самостоятельно, даже если он его потеряет, считает она: «Так что прогноз при разводе для банка может быть нейтрально-негативным — и то только потому, что “Сберу” придется немного менять уже объявленную стратегию. Больших финансовых потерь не будет».
Правда, развод будет нести для «Сбера» определенные репутационные риски, говорит Царева. Если СП с Mail.Ru Group все же развалится, это будет уже четвертое неудачное технологическое партнерство Сбербанка: сначала банк неудачно пытался договориться о совместной работе на российском рынке e-commerce с китайской Alibaba, потом — два года строил и разрывал СП с «Яндексом», а летом 2020 года пытался поглотить Ozon. Во всех четырех случаях главным или одним из главных вопросов на повестке была степень контроля «Сбера» над совместным бизнесом.
Неудачные партнерства и плохие финансовые результаты цифровой экосистемы Сбербанка могут вынудить Германа Грефа изменить стратегию ее развития и «встряхнуть менеджмент», писала FT. Сбербанк в своем комментарии ответил, что ответственный за экосистему зампред банка Лев Хасис старается найти баланс между интересами Сбербанка и его партнеров, но всегда отстаивает интересы «Сбера».
БЕСПИЛОТНИКИ
Новым главой Waymo станет выходец из России Дмитрий Долгов
Джон Крафчик, глава Waymo, подразделения Google, разрабатывающего беспилотные автомобили, уходит из компании. Крафчик пришел в компанию в 2015 году из автопрома — до этого он возглавлял американское подразделение Hyundai. Чем именно он теперь займется, неизвестно, но Крафчик уже представил свою смену в Waymo: теперь у компании будет не один, а целых два руководителя. Одна из них — Текедра Мавакана, нынешний операционный директор компании. А второй — выходец из России Дмитрий Долгов. В 2000 году Долгов окончил магистратуру МФТИ, а в 2006-м получил Ph.D в Мичиганском университете. Карьеру в Google он начал в 2009 году, возглавив разработку ПО в только зарождавшемся тогда проекте по созданию беспилотников. А в 2016 году, когда Google выделила Waymo в отдельную компанию, Долгов сразу занял в ней пост технического директора.
Waymo — бесспорный лидер среди разработчиков беспилотных автомобилей в мире, первым в мире запустивший коммерческий сервис беспилотного такси. А о том, что происходит на российском рынке беспилотных авто и есть ли у нас хоть кто-то, кто сможет составить конкуренцию «Яндексу», мы рассказывали здесь.
ФИНТЕХ
Qiwi потеряла полмиллиарда выручки за месяц ограничений ЦБ
Крупнейший оператор российского платежного рынка Qiwi в 2021 году рискует потерять четверть выручки из-за запретов ЦБ, вынесенных после зачистки на рынке платежей букмекерам и онлайн-казино. Только за последний месяц 2020 года, когда начали действовать ограничения, Qiwi потеряла до 600 млн рублей, сообщила компания в отчетности. Сумеет ли бизнес восстановиться, зависит от двух факторов, и оба прямо или косвенно связаны с зачисткой на рынке нелегальных казино и букмекеров. Первый — отменит ли ЦБ свой запрет на платежей в пользу иностранных торговых компаний. Второй — сумеет ли компания вновь стать оператором платежей для легальных букмекеров, после того как на рынке появится новый регулятор и единый центр учета ставок.
READ LATER
- Как разбилась мечта об NFT — технологии упаковки арт-объектов в цифровые токены, которая должна была дать художникам свободу и контроль над их работами, а в итоге привела только к спекуляциям и шумихе.
- Соцсеть для ценных людей, скам или пирамида: что нужно знать о криптотвиттере BitClout, в который вложились Andreessen Horowitz, Coinbase Ventures и фонд братьев Винклвоссов.
- Как живется азиатскому сообществу в американском техномире и почему его представители так и не могут избавиться от клейма «пассивных и прилежных» сотрудников.