«Медуза» в списке иностранных агентов. Чем это грозит?
Минюст России сегодня включил латвийское юрлицо издания «Медуза» в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Чем это грозит?
Обязанности иноагента
Признание иноагентами иностранных изданий регламентирует статья 6 закона «О СМИ». Попавшие в реестр Минюста СМИ в течение месяца после признания иноагентами должны создать в России юридическое лицо, которое и будет взаимодействовать с Минюстом. Они будут обязаны:
- указывать во всех своих материалах свой статус иноагента с помощью специальной маркировки;
- проводить обязательный аудит годовой финансовой отчетности и предоставлять результаты в Минюст;
- предоставлять Минюсту отчет о деятельности и персональном составе руководящих органов (раз в полгода) и отчет о расходовании денежных средств и иного имущества, полученного от иностранных источников (ежеквартально);
- раз в полгода публично размещать отчет о своей деятельности в интернете или предоставлять российским СМИ для публикации.
Последствия статуса иноагента
Главным последствием нарушения СМИ-иноагентом требований закона станет блокировка доступа к нему Роскомнадзором на территории России. За нарушения СМИ-иноагенту также грозит штраф до 5 млн рублей. Такая сумма подразумевает неоднократное в течение года нарушение закона о СМИ либо требований к иноагенту.
Как это осуществляется на практике, можно посмотреть на примере «Радио Свобода». У организации есть российское юрлицо, она сдает отчеты в Минюст. Но Роскомнадзор не далее как в феврале грозил ей блокировкой за неисполнение правил маркировки материалов (размер шрифта вдвое больше основного текста новости). Сумма штрафов «Радио Свобода» превышает 19 млн рублей, издание оспаривает их в судах.
Маркировка иноагента способна отпугнуть рекламодателей, не исключила в разговоре с The Bell гендиректор «Медузы» Галина Тимченко. «Левада-центр», ставший иноагентом еще в 2016 году, отмечал ухудшившееся отношение к организации. «Осталось отношение к нам как к зачумленным, как к ВИЧ-инфицированным, как к отмеченным желтой звездой», — говорил руководитель «Левады» Лев Гудков.
Каковы последствия присвоения статуса СМИ-иноагента? Мнения юристов
Дмитрий Галанцев
Управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум»
В силу закона каждое СМИ, признанное иноагентом, должно зарегистрировать в России юридическое лицо, которое получает статус НКО — иностранного агента. Потом это НКО должно регулярно отчитываться перед государственными органами, сдавая каждые 6 месяцев специальные отчеты о деятельности, а также проходя ежегодный аудит.
Юрий Федюкин
Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions
С 1 января этого года для деятельности СМИ, признаваемых иностранными агентами, предусмотрен особый порядок. Медиа, незарегистрированные в России, обязаны в течение полугода с момента признания иноагентом зарегистрировать юрлицо на территории страны. И это юрлицо в общем для всех иноагентов порядке обязано регулярно отчитываться перед Минюстом о своей деятельности (в том числе указывать источники получения средств, статьи расходов, учредителей и так далее). Кроме того, такое СМИ обязано указывать на своем сайте и в публикациях, что оно признано иностранным агентом. При ссылке и цитировании материалов СМИ-иноагента прочие медиа также обязаны указывать, что ссылаются или цитируют информацию, размещенную иноагентом.
Константин Добрынин
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper
Если коротко, то [у «Медузы»] прибавится бумажной работы и ответственности. В частности, включение в реестр накладывает на «Медузу» обязанности зарегистрировать российское юрлицо, сдавать в Минюст регулярные отчеты о своей деятельности и финансовой активности, а также указывать на статус иноагента во всех публикуемых сообщениях и материалах.
За какие нарушения могут заблокировать СМИ-иноагента?
Дмитрий Галанцев
Управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум»
Наиболее типичных нарушений два — отсутствие упоминания «иностранный агент» в публикациях и нарушение порядка сдачи отчетности. Но для блокировки необходимо судебное решение. Впрочем, по итогам суда СМИ может отделаться штрафами, которые доходят до 5 млн рублей.
Константин Добрынин
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper
По закону «Об информации» Роскомнадзор вправе ограничить доступ к ресурсу, который нарушает требования закона к деятельности иностранных агентов.
Такое решение не принимается произвольно. Основанием для блокировки является вступившее в законную силу решение суда о привлечении организации к административной ответственности по ст. 19.34.1 КоАП (нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента).
Самые распространенные нарушения — отсутствие обязательной маркировки публикаций и не вовремя поданные отчеты.
Чтобы избежать блокировок, «Медузе» следует обжаловать каждое решение о привлечении к ответственности в апелляционном порядке. В случае принятия решения не в пользу СМИ — необходимо оперативно (в течение одного дня) устранять нарушения.
По закону после устранения нарушений доступ к сайту возобновляется. В общем, будет хлопотно.
Юрий Федюкин
Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions
Блокировка или, скажем, уголовная ответственность для учредителей — это крайняя мера, которая за нарушения со стороны иноагента возможна, но необязательна. Законодатель в качестве основной меры воздействия на иноагентов-нарушителей выбрал именно штрафные санкции. Если коротко, то статьей 19.34.1. КоАП штрафы предусмотрены за нарушение порядка их деятельности после внесения в реестр иноагентов: для граждан — 10 000 рублей, для должностных лиц — 50 тысяч, для юридических лиц — 500 тысяч. За повторное нарушение: для граждан — 50 тысяч, для должностных лиц — 100 тысяч, для юридических лиц — 1 млн рублей. За грубое нарушение, то есть за многократные нарушения или игнорирование требований по уплате штрафов, — 5 млн.
За распространение, цитирование или отсылки на материалы СМИ-иноагентов без указания их статуса пока штрафов нет. Но сегодня (23 апреля) Совет Федерации одобрил поправки, которые вводят за это штраф до 50 тысяч рублей. Изменения в силу пока не вступили, но, надо полагать, шансы на то, что законопроект не вступит в силу, ничтожно малы.
Есть ли у «Медузы» шанс оспорить решение Минюста?
Константин Добрынин
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper
Вопрос не в шансах и юридических основаниях для оспаривания, которые, я уверен, безусловно, есть, вопрос — в правоприменительной практике, которая сейчас отрицательная. Но самое основное — это политическая ситуация в настоящий момент в России.
То, что мы видим, это новая эра или эпоха великого разлома, когда Россия абсолютно осознанно двинулась по особому пути, и этот путь даже близко не пролегает к выбору евроатлантического мира со всеми его очевидными плюсами и понятными минусами. Налицо атомизация всего мира. И как ни горько признавать, но боюсь, что этот исторический разлом надолго.
И в этом мире все черно-белое, без полутонов, где есть только свои и чужие. Чужие — это в том числе иноагенты, и их заверения о том, что они не занимаются политической деятельностью в России, боюсь, в расчет приниматься не будут. Поэтому у их адвокатов впереди очень много действительно тяжелой и очень неблагодарной работы по защите и восстановлению их нарушенных прав.
Дмитрий Галанцев
Управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум»
Существует судебный порядок оспаривания решений Министерства юстиции. Полагаю, что реальные перспективы оспаривания решения отсутствуют — то есть по действующему законодательству для признания СМИ иноагентом достаточно, чтобы оно хоть раз получило денежные средства из-за границы.
Конечно, при оспаривании решения Минюста можно заявить ходатайство о приостановлении действия распоряжения до момента вступления решения суда в законную силу. При удовлетворении данного ходатайства можно не выполнять требования, связанные с признанием иностранным агентом, до вступления решения суда в законную силу. Но если суд откажет признать решение Минюста незаконным — это только отсрочит момент возникновения соответствующих ограничений.
Юрий Федюкин
Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions
Шансы у «Медузы», безусловно, есть, как есть они и у всех лиц, включенных в реестр иноагентов. Они могут доказать, что, например, не имеют зарубежных источников финансирования или не финансируются российскими лицами, включенными в реестр иноагентов. Насколько это возможно практически — это уже отдельный вопрос.
Позиция редакции The Bell
Выражаем поддержку коллегам из «Медузы». Это востребованное СМИ, важное для информационного ландшафта России. В «Медузе» работает много наших друзей и настоящих профессионалов, которые прекрасно делают свою работу. И никакие маркировки этого не отменят.
Фото на обложке материала: Rodney/Flickr/CC BY 2.0