Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Госдума рассмотрит ужесточение законов об экстремизме и «нежелательных» организациях

Депутаты Госдумы Владислав Резник и Николай Валуев / Официальный сайт Госдумы / CC BY 4.0

Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроекты, ужесточающие законодательство об экстремистских и террористических организациях, а также о «нежелательных» организациях.

1. Законопроект о внесении изменений в закон о выборах депутатов Госдумы

Депутаты хотят ввести запрет на выдвижение кандидатуры на выборах в Госдуму гражданам, причастным к деятельности организации, признанной экстремистской или террористической.

Юрист ОВД-Инфо Елена Липатова прокомментировала эту инициативу:

«Законопроект касается ограничения пассивного избирательного права для лиц, «причастных к деятельности» экстремистских и террористических организаций. Надо отметить, что похожая норма в ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательного права» уже есть — это п. 3.2 ст. 4 этого закона. Однако она предусматривает запрет быть избранным лицам, уже осужденным по ряду экстремистских составов и имеющим на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за такие преступления.

При этом уголовное осуждение — это вполне определенное основание, то есть не могут быть избранными лица, которых суд признал виновными в совершении преступлении и есть соответствующее решение суда. Теперь же депутатами предлагается ограничение права участвовать в выборах для всех «причастных к деятельности» экстремистских и террористических организаций.

Такая «причастность», как стоило ожидать, будет определяться крайне широко: под запрет попадут от руководителей организации до простых жертвователей денежных средств. Что крайне важно — норма касается и причастности к запрещенной организации до вступления в силу судебного решения о признании ее таковой. Этот запрет, на мой взгляд, является незаконным и просто несправедливым — принцип правовой определенности является фундаментальным требованием к любому нормативному акту. Закон должен быть настолько ясным, чтобы любой человек мог предвидеть правовые последствия своих действий. Новый законопроект этому требованию не отвечает. Грубо говоря, это значит, что у любого гражданина есть вероятность быть лишенным пассивного избирательного права за пожертвование одногодичной давности абсолютно законной на тот момент организации».

2. Законопроект о наделении статусом «нежелательной» иностранной организации, которая, по версии российских властей, имеет финансовые связи с другой организацией.

Юрист ОВД-Инфо Елена Липатова:

«Закон о «нежелательных» организациях со дня его принятия не отвечал принципу правовой определенности. «Нежелательной» может быть признана организация, «представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности или безопасности государства». Новый законопроект доводит эту логику до предела, расширяя действие закона на все больший круг лиц и организаций.

Он, во-первых, вводит новый признак: теперь ряд нежелательных могут пополнить организации, которые оказывают «посреднические услуги при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом» «нежелательных» организаций. То есть, речь идет о простых посредниках. Цель законопроекта, по-видимому, ограничить каналы финансовых потоков таких нежелательных организаций. Организации-посредники будут признаваться нежелательными, вноситься в список Минюста. Значит, к ним применимы все правовые последствия, предусмотренные для первых. Это прекращение деятельности всех ее дочерних структур, запрет банкам, фондам и другим финансовым организациям осуществлять с ними различные операции, запрет на распространение информации об этих организациях и т. д.

Во-вторых, новый законопроект запрещает гражданам РФ и российским юридическим лицам участвовать в деятельности нежелательных организаций, в том числе за пределами РФ. Поправки в Федеральный закон № 272-ФЗ пока только устанавливают запрет, не предусматривая ответственности, как, например, в случае со статьями 20.33 КоАП РФ и 284.1 УК РФ. И Кодекс об административных правонарушениях, и Уголовный кодекс предусматривают ответственность только за участие в деятельности нежелательной организации на территории России. Как будет реализован запрет, пока нет ясности».

3. Законопроект об уточнении наказания по статье УК об участии в деятельности «нежелательной» организации.

Юрист ОВД-Инфо Дмитрий Пискунов:

«Инициатива депутата от «Единой России» Василия Пискарева затрагивает статью 284.1 УК, которая в нынешней редакции предполагает ответственность за руководство деятельностью нежелательной организации (всего их на данный момент 31) после двух привлечений к административной ответственности по соответствующей статье 20.33 Кодекса об административных правонарушениях.

Депутат предлагает следующие новшества:

  • убрать необходимость привлечения к административной ответственности для руководителей нежелательной организации. Их смогут привлекать сразу к уголовной ответственности до лишения свободы на 6 лет.
  • включить в статью участие в деятельности нежелательной организации после одного привлечения к административной ответственности по 20.33. КоАП. Наказание — до лишения свободы на 4 года.

Необходимость криминализации участия Пискарев обосновывает тем, что граждане РФ проходят за рубежом обучение на тренингах и семинарах для «продвижения протестных настроений в массы», на которых «используют в качестве учебного материала пиар-кампании запрещенной в Российской Федерации террористической организации «Исламское государство».

На практике статья 284.1 УК в России использовалась по политическим делам — за репосты в фейсбуке материалов «Открытой России» и одиночные пикеты.

Опасения усиливает тот факт, что правительство в лице зампреда Дмитрия Григоренко уже одобрительно высказалось о законопроекте. Скромную критику позволил себе лишь заместитель председателя Верховного суда Сергей Рудаков. По его мнению законопроект должен быть подкреплен более серьезными доводами и статистическими данными. Но как мы уже видели на примере декабрьских изменений в статьи 267 и 236 УК РФ, Государственная дума не воспринимает мнение Верховного суда всерьёз».