Новый мировой налог, инфляция 6% и Мазепин между Кремлем и Лукашенко
Страны G7 договорились обложить новым налогом в 15% глобальные корпорации. Зачем это надо и что с этого России?
Страны «большой семерки» принципиально договорились о минимальной ставке налога на транснациональные корпорации. Это важный шаг к изменению векового миропорядка, при котором компании платят налоги не там, где зарабатывают, и экономят на этом десятки миллиардов долларов в год. Главный пример — десятки миллиардов, сэкономленные Google и Apple благодаря регистрации в Ирландии. Но воплощение решения в жизнь займет годы, а его подводные камни видны уже сейчас.
- На саммите в субботу страны G7 согласовали рамочное соглашение об установлении глобального минимального налога на прибыль для крупных корпораций — он должен составить не менее 15%. Министр финансов США Джанет Йеллен назвала соглашение «способом прекратить гонку к нулю в корпоративном налогообложении и обеспечить честные правила игры среднему классу», ее британский коллега Риджи Сунак — началом новой глобальной налоговой системы, при которой «правильные компании заплатят правильный налог в правильных местах».
- Детали новой системы еще не согласованы, но пока предполагается, что под налог попадут компании, которые зарабатывают не меньше 10% чистой прибыли. Страны, на территории которых они фактически зарабатывают, получат право облагать налогом не менее 20% прибыли, полученной сверх этого рубежа. Эта норма, прямо не называя в качестве «самых крупных и прибыльных транснациональных корпораций» IT-гигантов вроде Google и Facebook, тем не менее относится именно к ним, отмечает Bloomberg. Единственный IT-гигант, который при таком раскладе избежит нового налога, — Amazon, который зарабатывает меньше 10% чистой прибыли.
- Соглашение G7 будет вынесено на встречу «двадцатки» сначала на уровне министров финансов в июле, а потом и на уровне глав государств в октябре. В G20 входит и Россия.
Зачем это нужно
Благодаря глобализации бизнеса и его переходу в онлайн большие корпорации стали платить намного меньше налогов. За последние 40 лет средняя ставка корпоративного налога на прибыль в мире снизилась с более 40% до 24%, а IT-гиганты сэкономили на налогах сотни миллиардов долларов — главным образом в убыток бюджету США.
- Механизм оптимизации крайне прост: транснациональная компания переносит региональную штаб-квартиру в низконалоговую юрисдикцию и экономит на налогах. Для страны стимул снижать налоги быстрее конкурентов тоже очевиден — той же Ирландии со ставкой корпоративного налога 12,5% (и эффективной ставкой вплоть до 0%) удалось перетянуть к себе европейские офисы Google, Microsoft, Amazon, Apple, Facebook и многих других крупных компаний.
- Возникающие в результате перекосы были давно очевидны для властей. Комиссия Сената США, расследовавшая способы минимизации налогов Apple, Microsoft и HP, еще в 2013 году установила, что, например, Microsoft с помощью трансфертного ценообразования увела от налогообложения в США почти половину прибыли, реально созданной в стране.
- Расследования не раз выливались в многомиллиардные налоговые иски, но решительных побед регуляторам они не приносили. Той же Apple удалось отбиться от доначисления €13 млрд евро Еврокомиссией, а The Guardian прямо ко встрече министров G7 написала, что Microsoft в 2020 году заплатила в Ирландии нулевой корпоративный налог с прибыли $315 млрд благодаря налоговому резидентству на Бермудах.
- «Застрельщиком» соглашения стали именно США в лице Йеллен, в мае объявившей, что будет добиваться единого минимального порога корпоративного налогообложения в мире. Предложение завязано на будущий рост корпоративного налога в стране с 21% до 28%, необходимый для финансирования гигантской программы стимулов президента Джо Байдена. Реформа должна пройти через Конгресс намного легче, если конгрессмены убедятся, что американским гигантам будет некуда бежать от налогов.
- На кону огромные деньги, пишет The New York Times: даже минимальный 15%-ный порог, по подсчетам европейских налоговиков, даст ЕС €48 млрд в год, а администрация Байдена прогнозирует налоговую прибавку в $0,5 трлн за 10 лет.
- Экономисты, опрошенные CNBC, в один голос говорят, что согласованная ставка в 15% слишком низка и выбрана только как отправная точка, чтобы задобрить низконалоговые юрисдикции (Ирландия — 12,5%, Швейцария — около 15%, Сингапур — около 17%) на начальном этапе. Формулировку «не менее 15%», предполагающую повышение порога в будущем, они называют важной победой США. Минимальный порог, который будет действительно эффективным, находится ближе к 25%, сказал изданию руководитель направления налоговой справедливости в лондонском Институте исследований государственной политики (IPPR) Джордж Дибб.
Что нам с этого?
Следующий этап на пути к превращению глобального налога в реальность — одобрение группой G20, включающей Россию, Китай и Бразилию. И оно вовсе не гарантировано, пишет BBC. Хотя именно в этих странах корпоративный налог выше порога — 20%, 25% и 34% соответственно. Сказать, больше выиграет Россия или проиграет от налога на сверхприбыли, пока невозможно, сказала The Bell руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Обычно высокую рентабельность показывают либо предприятия технического сектора, либо сырьевые компании. Для нас такое соглашение означало бы скорее введение льгот — крупные иностранные компании платили бы больше налогов, чем российские», — предполагает она.
ДЕНЬГИ
Инфляция доросла до 6%, ждем повышения ставки ЦБ
В начале 2021 года, когда уже всем было ясно, что рост инфляции в России — настоящая проблема, ЦБ предполагал, что долго рост цен не продлится и достигнет пика в 5,5% в годовом выражении в середине марта, а затем начнет замедляться. Прогноз не оправдался: в конце прошлой недели на ПМЭФ Эльвира Набиуллина признала, что повышенный рост инфляции «приобретает устойчивый характер», и назвала это главной проблемой для экономического роста. Сегодня ее слова подтвердил Росстат — по итогам мая годовая инфляция в России впервые за пять лет превысила 6%, отчиталось ведомство. Все это означает, что на очередном заседании в эту пятницу совет директоров ЦБ, вероятнее всего, снова поднимет ключевую ставку — причем возможно повышение как на 0,25 пункта, так и на 0,5 пункта.
Белорусская история Мазепина развивается
Трудно пока судить, какие конкретно цели преследовали авторы текста «интервью» Романа Протасевича на белорусском госТВ, вставляя туда пассаж о «российском бизнесмене, конкуренте Гуцериева с Урала», который якобы спонсировал канал Nexta. Но для владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина эта история уже явно не ограничивается пятничными перешептываниями на ПМЭФ. Сегодня, спустя четыре дня, Мазепин все же был вынужден выступить с заявлением, что он Nexta не финансировал. А в Кремле не собираются закрывать тему: Дмитрий Песков потребовал «либо от него [Протасевича], либо от белорусской стороны» прояснить, о ком в интервью шла речь. Пресс-секретарь Лукашенко уже пообещала назвать «и фамилии, и много чего интересного. Но позже». Будем ждать развития событий.
Полмиллиарда за конструктор интернет-магазинов
На пике интереса к e-commerce один из самых известных российских стартапов в этом сегменте нашел иностранного покупателя: конструктор интернет-магазинов Ecwid предпринимателя из Ульяновска Руслана Фазлыева продана канадскому разработчику облачных решений для бизнеса Lightspeed за $500 млн. Основанная в 2009 году Ecwid сейчас обслуживает более 130 тысяч платных клиентов более чем в 100 странах, а за финансовый год, закончившийся 31 марта 2021 года, выручка компании выросла на 50%. В феврале 2021 года Руслан Фазлыев рассказывал The Bell о своих правилах бизнеса.
ПАРТНЕРЫ THE BELL
Что такое blended learning и зачем оно в школах
Путешествия, дауншифтинг, работа из любой точки мира — все это обычно заканчивается, как только дети должны идти в школу. Обычная школа привязывает семью к одному месту и жесткому расписанию. Онлайн-обучение недотягивает по качеству. Домашнее образование требует от родителей больших затрат и не каждому подходит. Решение — blended learning. Что это такое, рассказывает Сергей Кузнецов, сооснователь школы Le Sallay International Academy.
ПРАКТИКА
Новые профессии будущего от WSJ
WSJ регулярно делает обзоры профессий, которые еще не начали зарождаться, — на этот раз речь о работах, которые понадобятся в городском хозяйстве через 10–20 лет. Самое романтичное в списке — «вертикальный садовник». Крупные европейские города уже принимают программы вертикального озеленения зданий, и за этими садами придется ухаживать — кому-то вроде промышленных альпинистов с агрономическим образованием. Также в списке — специалисты по охлаждению зданий, надомные официанты для сервисов доставки высокой кухни и ассистенты для беспилотного общественного транспорта и электрозаправок.
Как подготовиться к отключению электричества
Businessweek дает советы американцам, пережившим этой зимой провал энергосистемы: как подготовиться к длительному отключению электричества, чтобы при этом не встала работа. Советы подойдут и россиянам, которые собираются провести рабочее лето (или не только лето, если вы договорились о полной удаленке) на даче или в любом другом месте, где может неожиданно пропасть электричество: как выбрать пауэрбанки, батареи и аккумуляторы, которые помогут продержаться без энергии до трех дней.