Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Защищает ли Sputnik V от индийского штамма? Прививаться ли переболевшим? Эксперты отвечают на вопросы о вакцинации

В Москве — сильнейшая за всю пандемию вспышка COVID-19, но уровень скепсиса по отношению к вакцине у россиян остается самым высоким в мире. Согласно опросам, Россия занимает первое место среди крупнейших стран по доле людей, не желающих прививаться: 37%. The Bell задал врачам и экспертам в области медицины вопросы о вакцине, которые больше всего обсуждаются в соцсетях: почему попадают в больницы люди, привившиеся Sputnik V, защищают ли вакцины от нового индийского штамма и нужно ли вакцинироваться уже переболевшим.

Почему привитые люди заражаются COVID-19?

Алексей Куприянов

Независимый аналитик, кандидат биологических наук

То, что люди (в том числе вакцинированные) сейчас начинают болеть, — это нормально. Эпидемия идет давно, вакцинационная кампания также идет давно, и у нас большое количество людей, которые приобрели иммунитет к COVID-19 не сейчас, а в прошлом году. Количество антител имеет свойство уменьшаться. И теперь мы получаем ситуацию, когда большой пласт людей не соблюдает масочный режим, а их иммунный ответ уже ослаб со временем и не может отразить вирус.

При этом у нас нет пока причин говорить о том, что «Спутник V» не работает, — все данные говорят о том, что заболевшие после вакцинации переносят болезнь легко, а число тех, кто среди привившихся попадает в больницы, ничтожно мало. Сам Денис Проценко говорил, что из всего количества его больных в Коммунарке (на 16 июня. — The Bell) только двое были с вакциной. Если бы вакцина не защищала, число госпитализированных с вакциной составляло бы 15%, а сейчас это меньше 1%.

Павел Бранд

Медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук

Говорят, мол, как так, привитые люди заболевают. Конечно, они заболевают, потому что для того, чтобы болезнь не передавалась (неважно — привитому или непривитому), нужен коллективный иммунитет, которого в России нет и непонятно еще, когда будет. Возможно, люди делают укол с мыслью, что уж теперь-то они не заболеют, но вакцина защищает прежде всего не от заражения, а от тяжелого течения болезни и смертельного исхода. И в этом смысле «Спутник V» хорошо действует, ничего не изменилось. Чтобы вакцина начала лучше защищать от заражения, необходимо, чтобы большинство людей были привиты — препарат снижает вероятность заболеть, и вирусу будет тяжелее передаваться между людьми, если они все иммунизированы.

Илья Ясный

Руководитель научной экспертизы фонда Inbio Ventures

Как показали исследования, эффективность «Спутника V» около 92%. Это не 100%, поэтому то, что некоторые люди после вакцинации заражаются, остается нормальным. Нужно понять, что после вакцины у человека остается шанс заболеть, но при этом прививка защищает от госпитализаций и от смертей. По сообщениям Дениса Проценко, в Коммунарку действительно попадают привитые, но это те люди, которые успели заразиться до того, как вторая доза вакцины вызвала иммунный ответ (это около недели). То есть из новых случаев заражений и госпитализаций, которые мы имеем, ничего нового именно про «Спутник V» мы не узнали. Отдельно хочу отметить, что делать какие-то выводы на основе эпизодических сообщений от очевидцев — очень ненаучно, это может абсолютно противоречить реальной статистике.

Нужно ли вакцинироваться переболевшим?

Илья Ясный

Руководитель научной экспертизы фонда Inbio Ventures

Здесь ответ — однозначно да, такая рекомендация была дана ВОЗ. Некоторые врачи рекомендуют вакцинироваться сразу же, как человек начинает себя хорошо чувствовать после перенесенного COVID-19. Другие говорят, что какое-то время после болезни все-таки должно пройти, но это в любом случае не более трех месяцев. Никакие измерения уровня антител не должны влиять на решения о вакцинации, поскольку антитела все еще остаются областью для исследований — мы не знаем, какой титр нас защищает от вируса, а какой уже нет.

Павел Бранд

Медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук

Это еще одна причина того, что вакцинация идет медленнее, — переболевшие люди считают, что им не нужно вакцинироваться, их якобы защищают естественные антитела. Но на самом деле это не так — мы до сих пор не знаем, какой титр является защитным, а потому переболевшим также нужно вакцинироваться. Можно даже не замерять перед этим значения антител, эта цифра все равно ничего не даст.

Алексей Куприянов

Независимый аналитик, кандидат биологических наук

Мы не знаем, сколько держатся антитела после вакцины и после заболевания, у нас нет достоверных исследований. Можно только предполагать, что сейчас срочно пора вакцинироваться всем, кто переболел несколько месяцев назад, и ревакцинироваться тем, кто получал уколы в начале вакцинационной кампании. Иначе все больше людей начнут болеть по второму кругу.

Защищает ли «Спутник V» от нового индийского штамма?

Алексей Куприянов

Независимый аналитик, кандидат биологических наук

По поводу того, как переболевшие и вакцинировавшиеся люди переносят заражение новым индийским штаммом, мало что ясно. Исследований пока не проведено, и мы не знаем реальной картины. О чем здесь говорить, если у нас нет даже карты распространения различного вида штаммов по России? Но судя по тому, что власти утверждают, что индийский штамм сейчас превалирует в новых заболеваниях, а госпитализации привившихся людей — это менее 1% от общего количества, вакцина работает и против дельта-штамма. Иначе бы число привившихся людей, которые сейчас попадают с ковидом в больницы, было бы кратно выше.

Павел Бранд

Медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук

Непонятно, насколько «Спутник V» защищает от новых штаммов. Есть, конечно, шанс, что он это делает хуже — но это не повод не прививаться, поскольку и своих привычных штаммов у нас остается достаточно. Собянин заявил, что 90% новых случаев COVID-19 вызваны дельта-штаммом, но я, честно говоря, просто не представляю, как власти это определили. Для подобных заявлений необходима ситуация, когда у всех заболевших определяется штамм, которым они заразились, в чем я сомневаюсь.

Илья Ясный

Руководитель научной экспертизы фонда Inbio Ventures

Пока непонятно, верить ли информации властей, что вакцина полностью защищает от новых штаммов, — никаких отдельных исследований опубликовано не было. С другой стороны, почти все существующие препараты (в том числе и «Спутник»), судя по всему, в той или иной степени эффективны против всех мутаций коронавируса.

Чем грозит нынешняя ситуация?

Илья Ясный

Руководитель научной экспертизы фонда Inbio Ventures

Стимулирующие меры властей по вакцинации — это нужно понимать — не могут помочь побороть пандемию прямо сейчас. Даже если сейчас половина населения привьется, иммунитет будет развит не ранее чем через месяц. Помочь смягчить третью волну могут только локдауны и коронавирусные ограничения.

Павел Бранд

Медицинский директор сети клиник «Семейная», кандидат медицинских наук

Ситуация, когда вакцинировано только 10% населения, даже хуже, чем если бы не был вакцинирован никто. Потому что в этой ситуации вырастает риск появления новых мутаций, а коллективного иммунитета, который мог бы этому противостоять, не появляется.

То, что мы сейчас видим, — это антипрививочная катастрофа. Нам еще долго предстоит переживать эту историю, пока население не придет в себя, хотя я в последнем вообще не уверен. И для того, чтобы исправить ситуацию, никакого админресурса не хватит.

Алексей Куприянов

Независимый аналитик, кандидат биологических наук

Вообще хочу сказать, что люди не понимают всей опасности ситуации — новая третья волна коронавируса может быть чудовищной высоты, и мы даже пока не знаем, на каком уровне кривой мы находимся — статистика по смертности публикуется с опозданием на две недели. На самом деле ситуация просто вышла из-под контроля.