Дата
Автор
Александра Вагнер
Сохранённая копия
Original Material

Абсурдность фабулы. За что задерживают активистов Pussy Riot

Участники Pussy Riot Мария Алёхина, Александр Софеев и Ольга Борисова

Фотографа Дмитрия Воронцова, участника Pussy Riot Александра Софеева и режиссера Анну Кузьминых, которых 22 июня задержали в Москве, суд арестовал на 15 суток по обвинению в мелком хулиганстве. По делам еще двух участниц группы Pussy Riot – Марии Алехиной и муниципального депутата Люси Штейн – суд пока решения не вынес. Как сообщают провластные СМИ, их задержали якобы за подготовку акции, приуроченной к годовщине начала Великой Отечественной войны. Адвокаты задержанных считают, что это является лишь формальным поводом для преследования активистов.

Софеева и Воронцова задержали в ночь на 22 июня якобы за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. По настоянию адвоката Мансура Гильманова было проведено медосвидетельствование, не подтвердившее основания для задержания. Тем не менее, по словам Гильманова, протоколы были переписаны задним числом, в них появились обвинения в мелком хулиганстве, и таким образом материалы дела были сфальсифицированы.

22 июня также была задержана Мария Алехина. Она вышла из дома, чтобы сделать прививку от коронавируса, и в этот момент ее схватили полицейские. О прививке, по словам ее адвоката Ольги Карловой, она заранее предупредила следователя. Формальным поводом для задержания Алехиной послужили подозрения в том, что она якобы планирует акцию к годовщине начала Великой Отечественной войны. При этом Алехина находится под домашним арестом из-за так называемого "санитарного дела": власти утверждают, что 23 января, во время акции протеста в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального, была создана угроза распространения коронавирусной инфекции. По официальной версии следствия, часть обвиняемых по этому делу призывали через соцсети выйти протестовать в центр Москвы. Откликнувшись на призыв, туда приехали люди, которые должны были оставаться дома на самоизоляции.

Embed Embed Текст скопирван
width px height px
The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:00:47 0:00

Вместе с Алехиной также была задержана активистка Ольга Шалина, которая также проходит по "санитарному делу".

Одновременно с этими задержаниями, накануне в отделения полиции попали режиссер Анна Кузьминых и муниципальный депутат Люся Штейн. Суд вернул материалы ее дела для устранения недостатков в отделение МВД по району Арбат города Москвы. По протоколу, составленному в отделении, ей грозит до 15 суток ареста. Штейн – также фигурантка уголовного дела, возбужденного из-за якобы нарушения санитарно-эпидемиологических норм во время митинга 23 января. Она находится под домашним арестом и не может выходить из дома в ночное время.

Адвокат Дмитрий Захватов присутствовал при задержании Штейн. По его словам, накануне в Москве проводилась спецоперация по задержанию активистов Pussy Riot.

– В чем обвиняется депутат Люся Штейн, при задержании которой вы присутствовали?

Есть традиция – думать о том, что Pussy Riot в праздничные дни, которые встроены в путинскую мифологию, будут проводить какие-то акции

– Ей инкриминируется нарушение части 1-й статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает ответственность за неповиновение законным распоряжениям сотрудника полиции и любого другого органа власти. В данном случае речь идет о том, что Люся Штейн якобы не предъявила сотруднику полиции паспорт, когда он попросил это сделать. Но это только формальный предлог для ее задержания. На самом деле речь идет о том, что вчера была проведена целая полицейская спецоперация, которая включала в себя слежку за участниками группы Pussy Riot, в частности, Александром Софеевым, Анной Кузьминых и Люсей Штейн. В результате этой слежки и было установлено их местонахождение. Они все были задержаны, и им инкриминируются статьи с разной степени абсурдностью фабулы обвинения.

С чем вы связываете происходящее? Почему за один день всех их задержали и вообще следили за ними?

– Дело в том, что у столичного Центра по противодействию экстремизму есть такая славная традиция – думать о том, что Pussy Riot каждые выходные и в праздничные дни, которые встроены в путинскую мифологию, будут проводить какие-то акции. И поэтому имело место превентивное задержание с целью не допустить проведение акции. Насколько мне известно, никакой акции не планировалось.

Александра Софеева, например, изначально обвиняли в том, что он находился в нетрезвом виде, в состоянии опьянения, на улице. После того, как было проведено медицинское освидетельствование, выяснилось, что количество алкоголя в его крови составляет 0,11 промилле. Чтобы было понятно, при 0,16 промилле вы имеете возможность совершенно легально садиться за руль. После этого материалы были переделаны, и ему инкриминировали мелкое хулиганство, якобы он ругался матом в общественном месте, что-то в этом роде.

– Часто ли случаются подобные ситуации, когда участников, активистов Pussy Riot задерживают вот так – за один день несколько человек?

Они хватают без объяснения причин и доставляют в отдел полиции

– Две недели назад при аналогичных обстоятельствах была задержана Вероника Никульшина. Это произошло в центре, когда она давала интервью журналистам. В руках у нее был чехол, в котором находился какой-то костюм. И поскольку активисты группы Pussy Riot постоянно находятся под наблюдением, это было интерпретировано теми людьми, которые принимают решения о задержании, так, что она планирует провести акцию. В результате ее задержали в превентивном порядке, чтобы не допустить проведение акции, о которой сотрудники думали, что она якобы планируется. На самом деле это было не так. И такое происходит достаточно часто. Распространена тактика, в которой, если необходимо задержать какого-то политического активиста, политика или просто кого-то из сферы культуры, сотрудники полиции берут с собой нескольких сотрудников второго спецполка (есть такое специальное подразделение по борьбе с митингами, это второй спецполк Главного управления Министерства внутренних дел по городу Москва) и дают им указание, что необходимо задержать такого-то человека. Они его хватают без объяснения причин, доставляют в отдел полиции. Одновременно в данный отдел полиции с Петровки 38, Главного управления МВД России по городу Москве, направляются шаблоны рапортов, которые эти сотрудники, не читая, подписывают, и это все происходит в рамках операции. После этого на основании этих фиктивных, по сути дела, рапортов составляется административный материал. Административный материал направляется в суд, а потом, поскольку в России не сложилась независимая судебная система, результат всегда примерно один и тот же.

– Можно ли в данном случае говорить о давлении психологическом, не только, естественно, что касается дел и постоянных задержаний?

– Да, безусловно, в том числе и это тоже. Я могу рассказать вам эпизод, который я услышал от Ольги Мисик, которая, как вы знаете, была осуждена к ограничению свободы всего лишь за то, что развесила плакаты на здании Люблинского суда и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, протестуя против неправосудного решения Люблинского районного суда по делу "Нового величия". Ей открытым текстом сотрудники Центра по противодействию экстремизму говорили о том, что "если ты попадешь в этот список (имеется в виду список наиболее активных активистов), то тебя будут задерживать просто так, вне зависимости от того, сделала ты что-то или нет". То есть Центр по противодействию экстремизму ведет специальные списки политических активистов и, соответственно, с той или иной периодичностью осуществляет в отношении них подобные карательные операции, – рассказывает адвокат Дмитрий Захватов.

16 июня суд оставил под арестом четверых обвиняемых по так называемому "санитарному делу". Срок домашнего ареста был продлен пресс-секретарю Алексея Навального Кире Ярмыш, а также бывшему координатору московского штаба Навального Олегу Степанову, муниципальному депутату Дмитрию Барановскому и участнице Pussy Riot Марии Алёхиной. В тот же день брату Навального Олегу, муниципальным депутатам Константину Янкаускасу и Люсе Штейн, а также Любови Соболь суд смягчил меры пресечения, заменив домашние аресты на запрет определённых действий.

Помимо пятерых задержанных в Москве 22 июня, в июне на 15 суток была арестована еще одна участница группы Pussy Riot, Вероника Никульшина – за неповиновение требованиям сотрудника полиции. Она отказалась поехать в ОВД, где у нее хотели спросить, не собирается ли она проводить акции во время чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербурге. Никульшина была одной из четырех участников акции во время финала чемпионата мира по футболу.

читать >