Следователь ФСБ Чабан предлагал Ивану Сафронову сделку в обмен на звонок матери. Он же мог быть заказчиком дела адвоката Павлова

Следователь ФСБ Александр Чабан предлагал бывшему журналисту, а ныне советнику главы «Роскосмоса» Ивану Сафронову, который находится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в госизмене, сделку со следствием о признании вины в обмен на звонок матери. Об этом «Открытым медиа» рассказал адвокат Сафронова Дмитрий Катчев.
«Следователь сказал Ивану, что он мог бы потратить целый день на Сафронова, если он готов пойти на контакт со следствием. В качестве бонуса за открытую беседу он обещал разрешить позвонить маме прямо из кабинета и побеседовать с ней», — заявил журналистам адвокат, отметив, что Сафронов от предложения Чабана отказался.
По мнению Дмитрия Катчева, следователь просто давит Сафронову на больное место, зная об отношениях Ивана с матерью. Примерно 80% уголовных дел о госизмене в следственном управлении ФСБ заканчиваются досудебными соглашениями, сообщил адвокат.
«Предложение позвонить маме — попытка склонить к признанию вины: маленькими шажками втереться в доверие и заставить его поверить в то, что он и его будущее зависит от следователя. Если ты будешь слушаться нас, то у тебя есть шанс легко отделаться», — поддерживает точку зрения коллеги адвокат «Команды 29» Евгений Смирнов.
Ивана Сафронова задержали 7 июля 2020 года по подозрению в госизмене. По версии следствия, в 2017 году он якобы передал чешской разведке секретные данные о военно-техническом сотрудничестве России в Африке и деятельности вооруженных сил России на Ближнем Востоке. Более конкретно сути обвинений ФСБ не раскрыло, несмотря на многочисленные ходатайства.
Сам Сафронов вину в госизмене не признает и считает, что его преследование связано с журналистской деятельностью — он специализировался на военно-промышленной тематике. По словам его адвокатов, сотрудники ФСБ предлагали ему сделку со следствием в обмен на имена информаторов. Экс-журналист отказался от этого.
Иван Сафронов пробудет под стражей минимум до 7 июля — к тому моменту пройдет год с тех пор, как его арестовали.
Об этом резонансном процессе выказывался и президент России Владимир Путин. Он дважды утверждал, что дело бывшего журналиста связано с его работой в «Роскосмосе». Однако пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков один раз заявил, что что президент оговорился, а впоследствии заверил, что данные о «длительной» работе Сафронова в «Роскосмосе» Путину «докладывало следствие». Представители госкорпорации, в которой Сафронов работал с мая 2020 года, настаивали, что их сотрудник не имел доступа к гостайне.
К делу привлекли также бывшего адвоката Сафронова Ивана Павлова, которого 30 апреля задержали в Москве. Павлова обвиняют в разглашении данных предварительного расследования по делу советника главы «Роскосмоса». Сам адвокат называл заказчиком дела против себя именно следователя Александра Чабана, который ведет дело Сафронова.
По словам Павлова, Чабан уговаривал подзащитных «Команды 29» отказаться от помощи адвокатов. Как утверждает Павлов, один из его подзащитных передавал, что следователь грозил «посадить этого Павлова».
Адвокат «Команды 29» Евгений Смирнов рассказал, что Павлову поступали угрозы от следователей ФСБ. По словам Смирнова, следователь Александр Чабан говорил в лицо — «вы нам стоите поперек горла, мы сделаем все, чтобы вас посадить».