Дата
Автор
Сергей Смирнов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Минэкономразвития утвердило восстановление российской экономики

Российская экономика уже вышла на допандемические показатели, а по итогам 2021 года с избытком компенсирует падение 2020 года, несмотря на новые волны заболеваемости, рассчитывает теперь Минэкономразвития.

Что произошло

Минэкономразвития разослало в регионы ориентировочные цифры из нового макропрогноза до 2024 года для бюджетного планирования, и с ними ознакомились «Коммерсант» и РБК. Главное из документа:

  • Оценка роста ВВП в 2021 году по сравнению с апрельским прогнозом повышена с 2,9% до 3,8%. Прогноз на 2022-й и следующие два года оставлен прежним — 3,2%, 3% и 3% соответственно. Таким образом, рост ВВП не должен быть ниже 3% четыре года подряд, тогда как в 2014–2020 годах он в среднем составил менее 0,5%.

  • Основные изменения обусловлены ростом заложенных цен на нефть. Пик цен по-прежнему придется на этот год, ожидает министерство, но будет на $6 выше — среднегодовая цена достигнет почти $66 за баррель. В 2022 году нефть подешевеет немного — до $64,8, но к 2024 году — до $57,4.

  • Соответственно заметно — почти до 70 рублей за доллар в 2022 году — укрепится рубль. Инфляция по итогам 2021 года составит 5% (в апрельском прогнозе — 4,3%). Минэкономразвития констатирует рост инфляции в мире, так что закладывает в прогноз ее импорт, отмечает «Коммерсант».

  • Рост инвестиций в 2022 году ожидается выше 5% год к году, реальной зарплаты — на 2,4–2,5% в год, реальных располагаемых доходов — на том же уровне. На практике это означает относительно медленное восстановление предпринимательских доходов.

Какие сомнения

Главный посыл столь позитивного прогноза — в 2022 году экономические последствия пандемии можно будет считать исчерпанными, экономика возвратится в докризисное состояние, но с лучшими перспективами, пишет «Коммерсант». Идеологически он соответствует попыткам правительства не превратить бюджетную политику в неумеренно жесткую и не задушить тем самым рост ВВП и инвестиции.

Главный вопрос в том, насколько реально предположение министерства, что ни ограничительные меры, ни буксующая вакцинация, ни новая волна пандемии не скажутся на восстановлении экономики. В Москве, дающей пятую часть суммарного ВРП России, ограничения уже самым пагубным образом сказались на ресторанном бизнесе, напоминает РБК.

По мнению «Коммерсанта», часть параметров прогноза выглядят спорно. Издание указывает на слишком оптимистичные прогнозы рынка труда — рост числа занятых почти на 2 млн (до 72,4 млн к 2024 году) при снижении безработицы — и на разнобой проектировок по отраслям.

Что дальше

Когда в сентябре появится «точный» прогноз Минэкономразвития, он может быть даже лучше промежуточного. Но в целом в российском правительстве нет желания ни отменять бюджетное правило, ни разменивать широкое стимулирование (и инфляцию) на экономический рост. Поэтому стоит ожидать обострения бюджетного торга за появляющиеся у федеральной власти деньги, «тогда как финансовая стабильность как вещь, уже имеющаяся, может цениться меньше», предсказывает «Коммерсант».