Дата
Автор
Юлия Сугуева, Саратов, Анастасия Ясеницкая, Александр Бородихин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

У нас есть «Талибан» дома. Как в России преследуют за сотрудничество с афганской террористической группировкой

Пресс-конференция представителей движения «Талибан» (террористическая организация, запрещена в России) в Radisson Collection Hotel. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсант

Российский МИД пригласил в Москву делегацию «Талибана» — исламистской группировки, которая борется за власть в Афганистане. Представители движения провели переговоры с дипломатами, а после дали пресс-конференцию. Это не первая встреча российских официальных лиц с талибами: делегации из Афганистана приезжали в Москву и в 2018, и в 2019 году. Но еще в 2003-м Россия признала «Талибан» террористической организацией, деятельность группировки запрещена. «Медиазона» рассказывает о случаях уголовного преследования за настоящую или мнимую связь с «Талибаном».

Очередной визит представителей катарского политического офиса движения «Талибан» в Москву состоялся в четверг, 8 июля. По словам представителя политического офиса Мохаммада Сохаила Шахина, делегация состоит из четырех человек, возглавляет ее шейх Шахабуддин Делавар, а обсуждали на встрече последние успехи группировки, захватившей власть во многих районах Афганистана.

На следующий день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков объяснил переговоры с членами террористической группировки необходимостью. «Безусловно, Владимир Путин в курсе. Контакты необходимы на фоне того, как напряженно развивается ситуация в Афганистане», — сказал пресс-секретарь президента.

«Сейчас с прибывшей в Москву делегацией встречался [спецпредставитель президента по Афганистану] Замир Кабулов, — опровергала утверждения о встрече талибов с главой МИД Сергеем Лавровым Мария Захарова. — Межафганский диалог — залог стабильности в регионе. Именно о нем и шла речь в ходе встречи. А еще о безопасности дипломатов в Афганистане».

Это не первый визит делегации «Талибана» в Россию. Представители движения приезжали в Россию в 2018 и 2019 году. В марте в Москве прошли консультации по Афганистану, на которые пригласили представителей Китая, Пакистана, США, Афганистана — и талибов. Замир Кабулов уже встречался с представителями политофиса «Талибана» полгода назад. «Мы поддерживаем с талибами регулярный контакт с целью сверки позиций с точки зрения наших возможных дополнительных усилий по содействию процессу межафганского урегулирования», — рассказывал о встрече Кабулов.

«Меня пугает человек, употребляющий слова и "армия" в одном предложении», — говорил кандидат в президенты США Джордж Буш-младший за день до выборов 2000 года. Выборы он выиграет, но уже на следующий год произойдет атака 11 сентября, и армия США отправится в Афганистан — заниматься тем самым «нацбилдингом», который так пугал политика в зарубежных операциях администрации его предшественника Клинтона. Столь же сильно отталкивает этот термин нынешнего президента Джо Байдена, которому теперь приходится оправдывать вывод союзных войск: он подчеркивает, что США «не нацбилдингом заниматься отправлялись в Афганистан». Так или иначе, успеха на этом направлении добиться не удалось.

Война в Афганистане стала самой длительной в истории США, более чем вдвое перекрыв по продолжительности вьетнамскую кампанию. Уход из Афганистана многократно анонсировался и Бараком Обамой, и Дональдом Трампом, но происходит только сейчас, почти через 20 лет с момента вторжения.

Байден решил соблюсти договоренности о выводе войск НАТО, достигнутые еще при Трампе. К согласованной дате 1 мая вывод войск начали союзники США, а американские войска Байден решил вывести только к годовщине 11 сентября — впрочем, позже дата сместилась на лето; так, с авиабазы «Баграм» американские военные уехали ночью, никого не предупредив. Вывод союзных войск привел к резкому усилению активности талибов, которые воспользовались неспособностью афганских правительственных сил контролировать многие районы и захватили там власть. В июне удивленным собственными успехами талибам даже пришлось затормозить продвижение, чтобы избежать столкновений с уходящими американскими войсками.

Официальное правительство Афганистана сохраняет контроль лишь над половиной районов страны: остальные либо уже захвачены боевиками, либо превратились в зоны конфликтов. Правительство страны объявило мобилизацию. По данным министерства обороны, в ополчение записались около 30 тысяч человек, однако эффективность такой армии сомнительна: под натиском талибов часть афганских военных уже бежала на территории соседних Узбекистана и Таджикистана.

В конце июня сами талибы объявили, что контролируют около трети из 419 районов страны, если не считать частично захваченных, при этом «Талибан» считает, что удерживает 80% территории страны. Некоторые территории правительственная армия сумела отбить, но американская разведка прогнозирует, что правительство президента Ашрафа Гани продержится еще год, вряд ли два.

Боевики «Талибана» уже вышли к границе с Таджикистаном. В июне они захватили контрольно-пропускной пункт «Шерхан-Бандар», через который проходит таможенный импорт Таджикистана из Южной и Юго-Восточной Азии. Одновременно администрация президента США Джо Байдена попросила Казахстан, Узбекистан и Таджикистан принять около 9 тысяч афганских граждан, которые работали с США и теперь опасаются преследования со стороны талибов.

В начале июля из-за наступления талибов и боев на границе Таджикистан обратился за помощью в ОДКБ, в мае страна уже мобилизовала 20 тысяч военнослужащих резерва для укрепления границы. Укрепить границу пытается и Туркменистан: 9 июля к территории Афганистана стянули военную технику. Совет безопасности Туркменистана рассматривает возможность привлечь к охране границы иностранных наемников.

«Русский шпион» в Гуантанамо

Биографии 44-летнего уроженца Набережных Челнов Айрата Вахитова посвящено несколько глав в «Википедии» — и неспроста. Обстоятельства его жизни до 1999 года известны только по собственному рассказу газете «Завтра»: в конце 90-х его, имама мечети в Челнах, задерживали после взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, но отпустили, и он уехал в восстанавливающийся после гражданской войны Таджикистан, где попал в руки исламистов, которые передали его афганским талибам как «русского шпиона».

Дальнейшая судьба Вахитова верифицируема по другим источникам: в 2002 году его в числе «кандагарской пятерки» передали силам НАТО и — видимо, также как «русского шпиона» — перевезли из тюрьмы талибов в американскую Гуантанамо.

За полгода допросов американские военные пришли к выводу, что к «Талибану» или «» он отношения не имеет и российскими военными секретами не обладает, поэтому рекомендовали к экстрадиции.

России Вахитова выдали в 2004 году, и его несколько месяцев допрашивали про талибов и американцев в СИЗО-2 Пятигорска, но затем отпустили. Бывший узник пытался судиться с США и участвовал в общественной деятельности, а потом его снова задержали по подозрению в причастности к терактам в Татарстане, и снова отпустили — с извинениями. Вскоре Вахитов покинул Россию, а позже уехал в Сирию во время гражданской войны, впоследствии он попал в американский и российский списки террористов.

В 2017 году Советский районный суд Казани объявил Вахитова в международный розыск и заочно арестовал по обвинению в террористической организации, но не какой-нибудь из сирийских группировок, а все того же афганского «Талибана».

Поводом для возобновленного преследования, по данным «Коммерсанта» стало появление «в соцсетях, которыми широко пользуются граждане России», старого видеоролика Вахитова «39 способов помощи джихаду и участия в нем», включенного в список экстремистских материалов еще в 2010 году.

Вербовщик на Урале

В августе 2020 года Центральный окружной военный суд в Екатеринбурге приговорил к семи годам колонии строгого режима 26-летнего уроженца Таджикистана Фируза Хафизова за на организацию деятельности террористической организации.

Как сообщало саратовское управление ФСБ, Хафизов пытался завербовать местную жительницу «в состав международной террористической организации "Движение Талибан"».

Якутский джихад

В сентябре 2015 года за «Талибана» на пять лет осудили проживающего в Якутске гражданина Таджикистана А. М. Хасанова.

По версии следствия, Хасанов переписывался с «одним из функционеров террористической организации "Движение Талибан"», который «просил не только оказать финансовую помощь для проведения "джихада" против "неверных" в Афганистане и Пакистане, но и содействия в создании законспирированных структур террористов в Якутии».

Залечь на дно в Екатеринбурге

В ноябре 2015 года сотрудники Интерпола и центра «Э» задержали в Екатеринбурге гражданина Таджикистана Аслиддина Нурова.

В сообщении МВД говорилось, что на родине Нурова считают боевиком «Талибана», который с 2010 года участвовал в боевых действиях на границе Афганистана и Пакистана. В 2005–2008 годах Нуров получил исламское религиозное обучение в иранском Хоше, а затем переехал в пакистанский Пешавар, где «освоил боевое искусство восточных единоборств».

В МВД считали, что в России Нуров планировал «залечь на дно» на съемной квартире. После задержания его собирались экстрадировать на родину.

Боевик из Татарстана

В июле 2017 года управление ФСБ по Татарстанусообщило о возбуждении уголовного дела в отношении жителя республики Мансура Шайхиева. Его в участии в незаконном вооруженном формировании.

По версии следствия, в 2008 году 23-летний Шайхиев уехал в «в афгано-пакистанскую зону», чтобы вступить в «Талибан», а в 2014 году «добровольно вступил в ряды одного из незаконных вооруженных формирований» в Сирии.

8 июля 2021 года Шайхиева включили в список экстремистов и террористов. Данных о его задержании не поступало.

Неизвестный из Удмуртии

Осенью 2020 год Центральный окружной военный суд приговорил к пяти годам колонии общего режима жителя Удмуртии, которого обвиняли в участии в боях на стороне «Талибана» против правительственных войск Афганистана и Пакистана.

«Осужденный прошел специальное обучение формам, методам и способам террористической деятельности, получил физическую подготовку и овладел навыками обращения с оружием, а затем начал участвовать в боевых действиях», — говорилось в пресс-релизе республиканского управления ФСБ.

Мужчину задержали по возвращению в Россию. Его имя неизвестно. В сообщении ФСБ, которое цитируют СМИ, есть ошибка: если одна из , участие в незаконном вооруженном формировании, указана корректно, то , публичное оправдание терроризма, не соответствует порядковому обозначению в Уголовном кодексе.

Бытовая химия «Талибана»

В 2009 году Верховный суд Башкирии приговорил 38-летнего предпринимателя из Салавата Рустема Зайнагутдинова к 15 годам колонии строгого режима, признав его приближенным руководителя местной ячейки организации «Уйгуро-булгарский джамаат» — ее называют «боевым формированием в составе "Талибана"» в Афганистане и Пакистане и обвиняют в связях с .

Торговца бытовой химией с рынка признали виновным по Уголовного кодекса: приготовление к теракту, склонение к террористической деятельности и незаконный оборот оружия в составе группы.

По версии обвинения, Зайнагутдинов еще в с 2006 года помогал вербовать членов ячейки основателю «джамаата» Павлу Дорохову (Абдул Муджиб, Раб Отвечающего), который воевал на стороне талибов в Афганистане; в 2008 году Дорохова застрелили при попытке задержания. Следствие утверждало, что группа планировала взорвать водозабор, который снабжает водой Стерлитамак, Салават и Ишимбай, а также здание отдела ФСБ и хранилище жидкого аммиака.

Зайнагутдинов вину отрицал и пытался опротестовать в Конституционном суде отказ от допуска присяжных до рассмотрения его дела, безуспешно. Выяснить, удалось ли ему обжаловать приговор, «Медиазоне» не удалось, однако в списке террористов Росфинмониторинга его фамилия появлялась в последний раз в 2011 году.

Экстремизм в РИА «Новости»

Поселок Тазовский в Ямало-Ненецком автономном округе в прошлом носил ненецкое название Хальмер-Седе — «Сопка мертвецов». Сегодня там живут около семи тысяч человек, это «крепкий арктический поселок» с нефтегазовыми предприятиями.

В 2016 году Тазовский районный суд удовлетворил иск районной прокуратуры о признании экстремистскими двух статей, одна из которых — справка «История исламского движения "Талибан"» информагентства РИА «Новости».

Агентство статью удалило, публичных комментариев на эту тему не было.

Редактор: Дмитрий Трещанин