Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зампред Белорусской ассоциации журналистов: «История правозащиты и свободных медиа в Беларуси завершается»


Утром силовики ворвались в офис Белорусской ассоциации журналистов. Был вырван замок, прошел обыск, но там никого не было в этот момент. Мы не знаем, что произошло в офисе, наши соседи сообщили, что у нас была взломана дверь и силовики проводили обыск, а чем он закончился, мы пока не знаем. По домам к нашим сотрудникам пока не приходили.

Сегодня в очень многих офисах НКО такая же ситуация. Наверное, около двадцати обысков в офисах разных неправительственных организаций проходят или уже прошли. Правозащитный центр «Весна», Белорусский Хельсинский комитет, офис «Европейской трансформации и экспертизы» и многие другие. В Гродно, например, прошел обыск в организации «Третий сектор», там тоже никого не было в офисе, просто вскрыли и зашли.

Бывало ли такое раньше, трудно сказать. За последний год разное бывало. У нас 16 февраля был обыск, но тогда нашего председателя взяли из дома и привезли вместе с ключами в офис, не взламывая двери.

Тут надо понимать, что в феврале мы думали, что это «ужас, ужас», когда пришли по домам, забирали всю технику. Тогда было около 90 обысков в нашей организации и у других правозащитников. Как оказалось, это был совсем не «ужас», потому что очередной ужас случился сегодня, когда силовики работали подчеркнуто грубо. Возможно, это элемент устрашения, когда никто никого не вызывает на обыск, никто ни за кем не едет, а просто приходят и взламывают двери.

К сожалению, в последние дни это было ожидаемо. Вчера было заявление Лукашенко о том, что «мы возьмемся на НКО». И вообще, в последние недели продолжались бесконечные репрессии. За прошлые четверг и пятницу прошло 39 обысков в редакциях разных изданий. Все выглядит так, что власть решила просто поставить точку в демократическом процессе в Беларуси. Если кто-то еще до прошлой недели или до сегодняшнего дня сомневался в том, уезжать или нет, и можно ли эффективно работать в Беларуси в правозащите и журналистике, то сегодня все говорит о том, что если кто-то хочет работать, он должен уехать. Сейчас создаются такие условия, что внутри Беларуси ни медиа, ни правозащитники, к сожалению, просто не имеют возможности работать.