Дата
Автор
Дмитрий Колезев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Перевернутая пирамида: адвокат Вадим Клювгант о том, во что превратились российские законы, законодатели и силовики


«Я стараюсь никогда не упускать случая напомнить: ребята, примеряйте на себя все, что вы делаете. Жизнь полосатая, посмотрите вокруг, что происходит с сенаторами, депутатами, губернаторами и всяческими генералами»

Адвокат Вадим Клювгант

Фото: Znak.com

«Закон перестает быть законом», – говорит известный российский адвокат Вадим Клювгант. Те документы, которые принимает Федеральное Собрание и подписывает президент, – подчас лишь стопки бумаги, формально считающиеся законами, но не имеющие правовой основы. «Крушение права», о котором более 10 лет назад предупреждал учитель Клювганта, один из авторов российской Конституции академик Сергей Алексеев, продолжается. Republic поговорил с адвокатом о том, чем это грозит как простым россиянам, так и представителям правящего класса, во что выродились органы следствия и как ФСБ влияет на все остальные ведомства. А еще о том, как все это исправить, если представится политическая возможность.

Вадим Клювгант родился в Магнитогорске, закончил с отличием Свердловский юридический институт (ныне Уральский государственный юридический университет), работал следователем, руководителем следственного отдела в органах МВД СССР, в 1990–1993 годах был народным депутатом РСФСР, членом Верховного Совета и Конституционной комиссии России, параллельно с 1991 по 1995 год занимал пост мэра Магнитогорска. Позднее трудился в коммерческих компаниях, в том числе был вице-президентом Тюменской нефтяной компании, старшим вице-президентом компании СИДАНКО. С 2005 года – адвокат. Клювгант участвовал во многих громких делах, включая «дело ЮКОСа», где в течение семи лет был руководителем команды защиты Михаила Ходорковского. Партнер, соруководитель уголовно-правовой практики Коллегии адвокатов Pen&Paper. С 2017 года – вице-президент адвокатской палаты Москвы, с апреля 2021 года – член Совета Федеральной палаты адвокатов. Кандидат исторических наук.

«Закон перестает быть законом»

– Давайте начнем с оценки итогов работы уходящей Госдумы. За пять лет было принято немало законов. На слуху, конечно, в основном запретительные и репрессивные, хотя принимались не только они. Как вы, практикующий юрист, адвокат, сталкивающийся с применением права, могли бы оценить изменения в законодательстве за последние пять лет?

– У меня в прошлом есть опыт и создания законов, не только их применения. Эта деятельность, как и любая другая, имеет свою технологию, соблюдение которой позволяет обеспечить создание качественного продукта – законов. Удручает, что эта технология утрачена или же ею пренебрегают. Еще один фактор, даже более важный – это принятие законов из конъюнктурных, сиюминутных соображений политической или карьерной выгоды, желания угодить, обратить на себя внимание.

– Что вы имеете в виду под технологией?

– Для всякого закона, для всякого изменения должна созреть общественная потребность. Она должна быть идентифицирована профессионалами – социологами, юристами. Чтобы эту потребность качественно реализовать, создать работающий, непротиворечивый и ясный закон, не конфликтующий с системой других законов и при этом подчиненный Основному закону (иначе это будет неправовой закон), – должна соблюдаться технология. Например, независимые (а не «карманные») специалисты должны проводить экспертизу каждого законопроекта. Я лично знаю достойных ученых, которые сегодня полностью выдавлены, устранены и не допущены до экспертных оценок. Там есть штатные эксперты, которые поставят подписи под чем нужно и обоснуют, что «ничего ничему не противоречит».

Кроме того, должны проводиться общественные слушания, вопрос должен быть в повестке политической дискуссии. Только при этих условиях вызревает качественный продукт. Потом уже – юридическая техника: работа с текстом, подбор терминов, выверка со смежными законами.

Все это делает закон читаемым, осмысляемым и применяемым, создает единство буквы и духа закона. Но все это забыто или умышленно игнорируется. Не всегда, но зачастую. А может, нынешние законодатели просто не знают, что так должно быть. Хотя вряд ли… И получается то, что получается. Иногда, может, и хотели как лучше, а выходит – по заветам светлой памяти Виктора Степановича Черномырдина.

А в некоторых случаях все объясняется просто желанием удовлетворить ту самую конъюнктуру, не имеющую ничего общего с реальным общественным запросом и обеспечением конституционных ценностей. Тогда, как ни напиши, все равно хорошо не выйдет (самих конъюнктурщиков не имею в виду – им-то как раз может быть и хорошо, но недолго).

– Почему новые законы преимущественно репрессивные?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.