Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Конвейерное производство изменников: технологии путинской шпиономании


Когда в 1999 году первый президент Российской Федерации Борис Ельцин в поисках преемника сделал ставку на выходца из КГБ СССР, он предопределил будущее развитие страны. Постоянный поиск и конструирование врагов – а это теперь важная часть российской идеологии – естественная часть того мировоззрения, которое свойственно и Владимиру Путину, и многим людям из его ближайшего круга. Главный враг здесь, конечно, — предатель, шпион, изменник (не будем забывать про советские наработки). И если настоящих шпионов не хватает – их нужно придумать. Или построить такую законодательную базу, благодаря которой шпионом можно будет объявить любого неудобного для власти человека.

Ученые-«шпионы»

До 1999 года государственная шпиономания выражалась в единичных делах, преимущественно против ученых, которым предъявлялось обвинение в сотрудничестве с иностранными разведками. В 1994 году были арестованы директор по внешнеэкономическим связям АО «Специальное машиностроение и металлургия» Вадим Синцов и старший научный сотрудник 14-го НИИ ВМФ Моисей Финкель, получившие суровые наказания: оба в 1997 году были приговорены к 10 и 12 годам лишения свободы соответственно по только появившейся 275 статье УК РФ «Государственная измена».

В 1999 году таких дел становится значительно больше, правда, поначалу наказание смягчается. В июне 1999 года был арестован младший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ Сергей Авраменко по обвинению в попытке передать иностранным спецслужбам документы о новых видах вооружений. В 2000 году его приговорили к 4 годам лишения свободы за государственную измену.

Сразу несколько «шпионских» дел возникло на Тихоокеанском флоте. В июне 1999 года при обыске у выдающегося ученого, заведующего лабораторией ядерной океанологии Тихоокеанского океанологического института РАН Владимира Сойфера были найдены «документы закрытого характера». Суд отказал в возбуждении дела о разглашении гостайны в связи с преклонным возрастом подозреваемого, однако профессор настоял на рассмотрении дела судом, и 19 декабря 2000 года Приморский краевой суд оправдал его.

В августе 1999 года таможенники задержали аппаратуру, направлявшуюся в Китай в рамках контракта по исследованиям того же Тихоокеанского океанологического института. Руководителю лаборатории акустических шумов Владимиру Щурову было предъявлено обвинение в контрабанде, экспорте военных технологий и разглашении государственной тайны. В 2003 году его приговорили к 2 годам лишения свободы условно по части 1 статьи 283 УК РФ «Разглашение гостайны».

В 1997 году по подозрению в государственной измене был задержан корреспондент газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» Григорий Пасько. В июле 1999 года Тихоокеанский флотский военный суд переквалифицировал обвинение на превышение должностных полномочий и приговорил Пасько к 3 годам лишения свободы, освободив его в зале суда по амнистии. Этот приговор был обжалован в Военной коллегии Верховного суда РФ обеими сторонами: сам Пасько стремился добиться своего полного оправдания, обвинение — наказания за государственную измену. Новый суд состоялся в 2001 году, журналист был признан виновным в государственной измене в форме шпионажа и приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Самым резонансным «шпионским» процессом, начатом в 1999 году, оказалось дело ученого Сутягина. В октябре 1999 года в отношении заведующего сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игоря Сутягина было возбуждено уголовное дело по ст. 275 УК РФ. Его обвинили в передаче разведке США секретных сведений о новейших вооружениях. Сутягин не отрицал, что передавал иностранным гражданам некоторые сведения о России, однако заявлял, что брал информацию только из открытых источников. В 2004 году коллегия присяжных Мосгорсуда единогласно признала Сутягина виновным, и на основании этого вердикта суд приговорил его к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В 2010 году Россия обменяла Игоря Сутягина и еще троих заключенных, отбывающих наказание по делам о шпионаже: Александра Запорожского, Сергея Скрипаля (впоследствии отравленного «Новичком») и Геннадия Василенко — на десятерых провалившихся российских агентов, выдворенных из США.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.