Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Допрос Ахеджаковой. Аномалия или логика диктатуры?


Александр Петриков специально для «Кашина»

Самое кошмарное — что это ведь и есть классический фашизм. Когда запрещают спектакли, изымают книги, одергивают пишущих и говорящих, и даже когда борются со свастикой. Удивительно, но почти за восемьдесят лет никто не придумал такую антиутопию, в которой штурмовики с факелами жгут на площади стопки «Майн кампф» — вот, мол, настоящий антифашизм, близко не подходите, обожжетесь. Российская репрессивная система обрушивается сейчас на спектакль «Современника» «Первый хлеб», и театр, понимая, что сопротивление бесполезно, вносит цензурные правки в монолог Лии Ахеджаковой, идя на компромисс во имя, надо полагать, самосохранения, как будто имеет какую-то ценность театр, в котором тексты пьес корректируются под давлением искусствоведов даже не в штатском — в погонах. Такой мерзости не было даже в СССР — там был Главлит, были худсоветы, были даже письма трудящихся, но даже Сталин с Берией, какими бы людоедами они ни были, не смели присылать к Немировичу-Данченко следователя, который слушал бы монолог в спектакле и сверял бы его с 58-й статьей. Даже в тридцать седьмом году на сцене МХАТа шли антисоветские «Дни Турбиных», и ни одной советской сволочи не приходило в голову корректировать булгаковский текст с учетом требований большого террора.

И тут бы, видимо, приосаниться Александру Бастрыкину — мол, Берия не мог, а я могу, — но мы-то прекрасно понимаем, что Бастрыкин в своем бериевском мундире похож на оригинального Берию так же, как котенок на льва. Российские репрессивные ведомства осваивают тоталитарные цензурные практики не потому, что им по какой-то причине хочется походить на Сталина или на Гитлера — нет, самое, может быть, смешное в том и заключается, что их уносит в фашизм и в сталинизм не сознательный их выбор, а вполне случайная стихия актуальной политической конъюнктуры.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.